Главная | Регистрация | Вход
...
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
СРОЧНО ! ВАЖНО ! [0]
ДОСТОЙНО ВНИМАНИЯ [0]
ЭТО ИНТЕРЕСНО МНЕ, МОЖЕТ И ВАМ? [0]
Поиск
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Наш опрос
Если бы Вы решали судьбу Николая 2
Всего ответов: 71
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    статистика посещений сайта

    SATOR.ucoz.ru
    ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП
    КАК ИЗМЕНИЛ ОН ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ
    ЗАГАДКА КОВЧЕГА

    Едва ли другая тема могла так возбудить фантазию человека, как сказание о потопе, изложенное в Ветхом Завете. Бог наказал людей, говорит Библия, разочаровавшись в своем творении, узнав, что «сердце человека всегда было злым». И послал Бог на Землю ливень, длившийся «40 дней и 40 ночей». Водой покрылись «все высокие горы, какие есть под всем небом». Лишь благочестивый Ной, предупрежденный Богом, построил по его указанию трехпалубный ковчег и вместил в него не только свою семью, но и «всякой твари по паре». Все живое, не попавшее в ковчег, «истребилось». Через 150 дней вода начала спадать, и «остановился ковчег... на горах Араратских».

    Есть ли в этом мифе историческая реальность? Еще во II веке нашей эры, появились сомнения в способности Ноя сделать такой корабль, который вместил бы так много животных. А в V веке нашей эры епископ Теодорет из Кироса с сомнением задавал вопрос: «Куда же делась вода после потопа?» Джордано Бруно вообще отрицал реальность Всемирного потопа. Уже в наше время, в 1945 году, австрийский каноник Карл Фрюшторфер писал, что не следует объяснять потоп — проявление воли Всевышнего — естественно-научным путем.

    Словом, загадка ковчега Ноя, по мнению историков и археологов, выглядит самой абсурдной среди всех дебатировавшихся религиозно-научных проблем. Тем не менее и в нашем веке она не перестает быть тайной, разгадку к которой продолжают искать.

    В последние годы многие исследователи склоняются к мысли, что мифы содержат в себе глубоко запрятанные в литературную оболочку рациональные зерна (см., например, статьи в журнале «Наука и жизнь» «Атлантида — не легенда!» — № 9, 1999 г. и «Грифон — дитя фантазии и фактов» — № 7, 2001 г.).

    Есть и другая точка зрения: легенды — символические выражения давних событий. Внешнюю форму мифа люди придумывали в зависимости от потребностей времени, своего взгляда на устройство мира и желания объяснить то или иное явление. Вряд ли сегодня кто-нибудь усомнится в том, что Вавилонская башня существовала, но в то, что она стала причиной рождения национальных языков, уже никто не верит. Так и с легендами о потопе. В основе их лежит реальное природное событие — недаром о потопе у разных народов известно более 250 сказаний. Их можно услышать на острове Тайвань, у эскимосов Канады или потомков майя. Конечно, в те времена легенда не могла путешествовать по свету. И, конечно, это не могло быть простым совпадением. Исследователи истории океана и климатологи считают мифы о потопе эхом реальных, охвативших всю планету перемен в климате. Когда растаяли последние остатки ледяных щитов, покрывавших Европу и Америку, уровень океана поднялся на 130 метров. Суша, причем прибрежная, а значит, наиболее населенная, залитая поднявшимися водами океана, потеряла восемь процентов своей площади. Трудно представить, какими беззащитными чувствовали себя люди, когда огромные массы воды неудержимо наступали на их жилища, посевы, леса.



    КТО ПЕРВЫМ БРОСИЛ ЗЕРНА
    ВО ВЗРЫХЛЕННУЮ ЗЕМЛЮ
    ?

    В наивысшую фазу последнего оледенения, вся Средняя Европа была мертвой зоной. Потом лед начал таять. В Сахаре зазеленели оазисы, Каспийское море в четыре раза увеличило свою площадь по сравнению с нынешней, возникло Балтийское море. Буквально только с теплыми ветрами пришли для людей новые времена. В быстрой последовательности возникали новшества: глиняные хижины (9000 лет до н. э.), обжиг глиняной посуды (8000 лет до н. э.), первые посевы злаков G600 лет до н. э.), человек стал разводить свиней в стойле при доме G000 лет до н. э.). В постройках, где прежде все было косо и криво, теперь утвердился прямой угол. А вместе это называется неолитической революцией. Можно указать место, откуда она началась: оттуда же, где возникла колыбель земледелия, — с территории южнее Черного моря (ныне там расположены Турция и Сирия).

    Археологические находки последних лет убеждают ученых, что во времена, предшествующие потопу, собиратели и охотники в этих местах уже умели возводить монументальные постройки, наиболее ранние были поставлены здесь 11 000 лет назад (см. статью «Райские сады на Земле были...» — «Наука и жизнь» № 3, 1999 г.).

    Природные условия в этих местах, где обильно росли травы и быстро размножались газели и другие быстроногие жвачные, способствовали успешной охоте. На зиму стада диких животных откочевывали на Аравийский полуостров, а к лету они возвращались на сочные луга Малой Азии. Охотники гнали стада в построенные ими каменные ловушки. Трофеями такой охоты были тонны прекрасного мяса. Люди, видимо, научились его консервировать с помощью копчения и хранили, защищая от хищных зверей, в тех самых постройках, которые были обнаружены археологами. Имея гарантированную обильную пищу, охотники стали жить здесь постоянно. (Для сравнения: в других местах, как говорят подсчеты антропологов, племя охотников и собирателей, насчитывающее 500 человек, чтобы прокормиться, нуждалось в территории, равной по площади Грузии.)

    Оседлость, возникшая таким образом, отсутствие голода дали людям время и возможность наблюдать за природой. Тогда же, вероятно, появилась мысль самим выращивать растения, приносящие вкусные и сытные зерна. Так оседлость, возникшая в исключительных условиях Малой Азии, заставила именно охотников стать здесь первыми земледельцами. Посевы так называемого турецкого гороха, ячменя, чечевицы были сделаны, по новейшим изысканиям, в юговосточной Малой Азии и северной Сирии, где еще до потопа большие площади уходили под посевы. Отсюда земледелие распространилось на плодородные берега Черного моря — тогда еще пресного озера. В VII тысячелетии до н. э. земледельцы появились на юге Европы; примерно в VI тысячелетии до н. э. люди стали готовить почву к приему зерна в местах, где теперь находится Югославия. Еще одна группа двинулась вдоль Средиземного моря в сторону Испании.



    ДРУГОЙ ПОТОП

    Но вернемся к тому, что случилось на берегах Черного моря. Сколько людей обитало в этих местах до потопа? По данным археологов, эти земли были густо заселены, деревни отстояли друг от друга примерно на четыре километра. И это неудивительно: переход к возделыванию почвы в два десятка раз увеличил число жителей. В то же время плотность населения охотников и собирателей в Средней Европе была тогда ничтожно мала: один человек на десять квадратных километров — много меньше, чем в нынешней Сахаре. Сколько земледельцев было застигнуто потопом в районе Босфора? Приблизительные подсчеты говорят о 200 тысячах.

    Изгнанные потопом из Причерноморья спасшиеся люди принесли в Европу не только рассказы о пережитых ужасах, но и свое искусство выращивать зерно, печь хлеб, делать глиняную утварь. Распространение земледелия стало благом для Европы — ее население начало быстро расти.

    Ученые, однако, считают, что рассказ о потопе, содержащийся в Библии, имеет отношение не к тем событиям, что произошли на берегах Черного моря. Библейский потоп — это скорее отражение преданий о сокрушительном наводнении Тигра, преданий, долгое время живших в Вавилонском и Ассирийском царствах. Найден клинописный текст о том же событии и в столице Хеттского государства.

    Самый известный вариант сказания о потопе создан шумерами. В их эпосе о Гильгамеше можно найти в буквальном смысле изложение плана Бога: за то, что люди слишком много шумят, их следует утопить. По-видимому, толковать это следует как отражение перенаселения таких городов, как Ур и Урук, которые к 3000 году до н. э. необычайно разрослись. Герой шумерского потопа Утнапишти похож на Ноя: он тоже был предупрежден Богом, ему также было велено: «Построй корабль... принеси на борт семена и всех живых существ». Как и Ной, он во время плавания выпустил птицу, чтобы она нашла землю.

    Ученым еще не удалось определить время, когда эпос о Гильгамеше был впервые записан. Но некоторые подходы к тому найдены при раскопках Ниневеи. Археологи обнаружили сделанный клинописью список владык, в котором упомянут и Гильгамеш — царь первой династии в Уруке. Известно, что этот правитель жил около 2650 года до н. э. Но какое событие послужило основой мифа о потопе, из клинописи неизвестно. Если же он возник как отклик на босфорскую катастрофу, то весть о ней должна была бы три тысячи лет жить в народе в виде устного предания. Некоторые уеные считают, что такое возможно.

    Но есть и более простой ответ на вопрос. Шумерское государство размещалось в междуречье, его обтекали и Тигр и Евфрат. Жители этих земель хорошо знали силу разбушевавшейся воды. Город Урук, например, в 3200 году до НЭ. был на два с половиной метра затянут илом, что говорит о сильнейшем наводнении. Не это ли стихийное бедствие послужило поводом для создания мифа не только о Гильгамеше, но и о Всемирном потопе?


    По материалам немецкого журнала
    «Der Spiegel».