Главная | Регистрация | Вход
...
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
СРОЧНО ! ВАЖНО ! [0]
ДОСТОЙНО ВНИМАНИЯ [0]
ЭТО ИНТЕРЕСНО МНЕ, МОЖЕТ И ВАМ? [0]
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 66
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    статистика посещений сайта

    http://sator.ucoz.ru/

    СОЛНЕЧНЫЙ ГЕНИЙ МУЗЫКИ


    Евгений МАЛИНИН,

    народный артист РСФСР,

    профессор Московской государственной

    консерватории имени П.И.Чайковского.

    г. «Неделя», 1 фев 1981


    Когда я играю Моцарта, передо мной раскрывается целый мир эмоций, необъятный, неповторимый, чудесный по своему светлому восприятию жизни. Я всегда с трепетным волнением, с какой-то боязнью приобщаюсь как пианист к его прозрачной, безмерно человечной музыке.

    В Моцарте поражает щирокий диапазон его мыслей и чувств. И всепроникающий лиризм, и глубочайшая эмоциональность, и благородная непосредственность, и, наконец, я бы сказал - аристократизи тончайшего вкуса! и если музыкант-исполнитель пренебрег или упустил из внимания хотя бы одну ноту - стройное здание музыки Моцарта может разрушиться.

    Вот что мы читаем у Петра Ильича Чайковского о Моцарте: "По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота достигала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеалом, как он... Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту".

    Какой предельный лаконизм музыкальных средств, которыми великий австрийский композитор пользовался для выражения всей широты, глубины жизни и поступков человека! В его произведениях любой слушатель, рабочий илы ученый, каждый музыкант-исполнитель, дирижер, вокалист, находит то, что ему близко.

    Но с точки зрения профессионала-пианиста, при всей кажущейся простоте его музыка необыкновенно сложна для исполнения. Ни одной лишней или проходящей ноты. И каждая слышна, вроде даже видна слушателю. И тем Моцарт сложен для исполнителя: ни за чем не скроешься!

    Огромное творческое наследие оставил человечеству Моцарт:

    18 опер, около 50 симфоний, 2 оратории, Реквием, кантаты, мессы, дивертисменты, оркестровые сюиты, серенады, десятки фортепьянных и скрипичных концертов, струнных квартетов, сонаты, фантазии,' песни... Моцарт иного работал в жанре оперы. Это наложило отпечаток на все его творчество. Его инструментальную музыку я всегда воспринимаю как произведения, которые написаны словно по невидимому оперному либретто. Играю с наслаждением, скажем, его сонату, и в это время передо мной обязательно возникает какой-то особый сценический сюжетный образ.

    У музыкантов существует разный подход к исполнению произведений Моцарта. Одни считают, что в наше время он должен быть музыкально истолкован в современном плане. Другие говорят, что надо в интерпретации сочинений Моцарта отражать ту эпоху, в которой он жил. й нет такого третейского судьи, который сказал бы нашим современникам, кто прав. Мне кажется, лучшие исполнители Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Элисо Вирсаладзе, Евгений Мравинский, Бруно Вальтер и другие сочетают в своей игре и мироощущение Моцарта его эпохи, и задачи инструментальной пропаганды музыки нашего времени.

    Новаторский романтический гений Моцарта не был, к сожалению, по-настоящему оценен в его время, он своим творчеством готовил будущее классической музыки. Он на века опередил время. Почти любое произведение Моцарта — взлет!

    Еще одна замечательная грань творчества Моцарта: он в своей музыке кан бы обращается лично к каждому человеку, к его сокровенным. интимным мыслям , ощущениям, к его боли, его надежде. В этом высокий гуманизм музыки великого композитора, ее могучее воздействие на слушателя. Эту черту искусства Вольфганга Амадея Моцарта развил впоследствии Фридерик Шопен. Я всегда счастлив исполнять их замечательные произведения.

    Оперы Моцарта отличаются не только новаторством, оригинальностью, но и демократизмом, отражают большие социальные и философские проблемы эпохи. Каким светлым лиризмом проникнуты его зингшпили-оперы "Бастьен и Бастьенна", "Похищение из сераля", пастораль "Король-пастух", популярнейшие в наше время опера-сказка "волшебная флейта", опера-комедия "Свадьба Фигаро" и опера-драма "Дон Жуан".

    Волъфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге в семье музыканта. Его отец Леопольд Моцарт, заметив исключительные, уникальные музыкальные способности малыша, начал обучать его игре на клавесине. Вольфганг быстро овладел этим искусством. Поражало феноменальное мастерство, исключительная память мальчика. К шести годам он успел написать более 100 пьес!

    Леопольд Моцарт вместе с шестилетним сыном Вольфгангом и дочерью отправился в 1763 году в концертное турне по Европе. Выступления юного композитора и музыканта имели триумфальный успех. Впоследствии двенадцатилеткий Моцарт написал первые оперы "Мнимая простушка", "Бастьен и Бастьенна". Вслед за ними появились оперы "Митридат - король Понта" и "Лючио Силла", поставленные Миланским театром.

    Болонская филармоническая академиия единогласно избрала четырнадцатилетнего Вольфганга Амадея  Моцарта "мастером композиции" - академиком! Этой, чести обычно удостаивались только видные композиторы не моложе 20 лет.  Моцарт не только гениальный композитор. Он блистательный виртуоз-пианист, изумительно владевший инструментом, тончайший и глубокий исполнитель, покоривший своим мастерством публику многих городов Европы. Он создал целый ряд чудесных фортепьянных концертов. Бетховен, прослушавший ре-минорный концерт Моцарта, был так им изумлен что под его влиянием написал к этому концерту Моцарта две каденции и исполнял, как исключение, в своих публичных концертах...

    Моцарт в зените славы. Одна за другой ставятся его величайшие оперы: "Похищение из сераля", "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта". Однако у великого композитора было много недоброжелателей, и не только среди музыкантов, но и вельмож - реакционных рутинеров, которые старались принизить его творчество и не допустить постановки его опер. Последние годы жизни Моцарта прошли в жестокой нищете. Написанные им три гениальные симфонии: ми-бемоль-мажорная, соль-минорная и до-мажорная так и не были исполнены при жизни композитора.

    Колоссальный успех имела постановка оперы Моцарта "Волшебная флейта". Однако прибыль от спектаклей попала в карманы антрепренера, Моцарт получил за свою оперу лишь небольшой гонорар. Он голодал с семьей. Ему нечем было топить квартиру, от холода замерзали пальцы, из которых выпадало перо...

    5 декабря 1791 года Моцарт умер. Ему было 35 лет. В холодной, нетопленой квартире стоял грубо сколоченный гроб. В нем лежал великий Моцарт. Жена Моцарта Констанца ушла с детьми из дома, не посчитав нужным даже похоронить мужа. Только небольшая группа музыкантов и артистов во главе с Сальери шла за гробом Моцарта. Никто из них не дошел до места захоронения. Гроб с телом Моцарта всю ночь простоял на кладбище Святого Марка.На другой день могильщик равнодушно сбросил гроб с останками Моцарта и общую большую глубокую яму, где хоронили бродяг и нищих. Могила Моцарта оказалась затерянной...

    ...Музыка Моцарта всегда была известна в России любителям классической музыки.

    Особенно большое распространение получили сочинения Моцарта после Великого Октября. Оперы "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Похищение из сераля", "Мнимая садовница" и другие шли и идут на сценах оперных театров Советского Союза. Музыка Моцарта - его симфонии, фортепьянные и скрипичные концерты, Реквием, струнные квартеты, сонаты, песни звучат в концертных залах Советской страны, по радио и по телевидению, его бессмертные произведения богатейший, неисчерпаемый источник для творчества деятелей советской музыкальной культуры. Я хочу напомнить и о том, как один из виднейших советских дипломатов, народный комиссар иностранных дел СССР Георгий Васильевич Чичерин, занятый государственными делами, находил время, чтобы работать над книгой, посвященной своему любимому композитору Моцарту.

    Имя великого Моцарта, его гениальные творения высоко ценит советский народ.  И 27 января 1981 года - день 225-летия со дня рождения Моцарта - будет в Советском Союзе широко отмечен музыкальной и театральной общественностью, всем советским народом.

    === END