Главная | Регистрация | Вход
...
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
СРОЧНО ! ВАЖНО ! [0]
ДОСТОЙНО ВНИМАНИЯ [0]
ЭТО ИНТЕРЕСНО МНЕ, МОЖЕТ И ВАМ? [0]
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Наш опрос
Если бы Вы решали судьбу Николая 2
Всего ответов: 71
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    статистика посещений сайта
    1
    АДРЕС
    SATOR.ucoz.ru
    ДАТА ПУБЛИКАЦИИ 2012.10.03
    ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ
    МАКАРЕНКО
    ... Задачи воспитания и образования
    это задачи государственной важности

    Пирогов НИ (1810-1881)

    1. КНИГИ 2. ФИЛЬМЫ 3. МУЗЫКА 4. СТАТЬИ 5. КАРТИНЫ


    МАКАРЕНКО Антон Семенович (1888-1939)
    Педагогическая поэма
    ИСТОЧНИК

    © 2006-2012 Бесплатная виртуальная электронная библиотека "ВВМ". E-mail

    Антон Семёнович Макаренко (1 (13) марта 1888, Белополье Сумского уезда Харьковской губернии — 1 апреля 1939, станция Голицыно под Москвой) — советский педагог и писатель.
    Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

    Биография

    Антон Семёнович Макаренко родился 13 марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских. У него был младший брат Виталий, впоследствии поручик, белый офицер-марковец, который надолго пережил брата и оставил о нём ценные воспоминания.
        * В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище.
        * В 1901 году с семьёй переехал в Крюков, (в настоящее время район города Кременчуга Полтавской обл.).
        * В 1904 окончил четырёхклассное училище в Кременчуге и одногодичные педагогические курсы (1905).
        * В 1905 году работал там же учителем в железнодорожном училище, затем на станции Долинская.
        * 1914—1917 гг. — учёба в Полтавском учительском институте, который он закончил с золотой медалью. Тема диплома была весьма «щекотливой» — «Кризис современной педагогики».
        * В 1916 был призван в армию, но по слабости зрения демобилизован.
        * В 1917—1919 был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских.
        * В 1919 г. переехал в Полтаву.
    По поручению Полтавского Губнаробраза организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького, в 1926 году колония была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом; заведовал ею (1920—1928), с октября 1927 года до июля 1935 года был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, в которых продолжил на практике воплощать разработанную им педагогическую систему. М.Горький интересовался педагогической деятельностью А.Макаренко, оказывал ему всяческую поддержку. Педагогические достижения выдвинули Макаренко в число известных деятелей советской и мировой культуры и педагогики.
    Член Союза советских писателей (с 1934 года).
    С 1 июля 1935 года переведён в Киев, в центральный аппарат НКВД УССР, где работал на должности помощника начальника отдела трудовых колоний до ноября 1936 года. Некоторое время — до переезда в марте 1937 г. из Киева в Москву, руководил педагогической частью трудовой колонии № 5 в Броварах под Киевом.
    После переезда в Москву занимался в основном литературной деятельностью, публицистикой, много выступал перед читателями, педагогическим активом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31.01.1939 г. награждён орденом Трудового Красного Знамени. Незадолго до кончины, в феврале 1939 года подал заявление о принятии его кандидатом в члены ВКП(б).
    Скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно 1 апреля 1939 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

    Творчество

    В 1914 или 1915 году написал первый рассказ, послал его Максиму Горькому, но тот признал рассказ слабым в литературном отношении. После этого Макаренко в течение тринадцати лет писательской деятельностью не занимался, но вёл записные книжки. Переписка Горького и Макаренко продолжалась с 1925 по 1935 год. После посещения колонии для несовершеннолетних Горький посоветовал Макаренко вернуться к литературной работе. После книг о коммуне имени Ф. Э. Дзержинского «Марш 30 года» (1932) и «ФД — 1» (1932) было закончено главное художественное произведение Макаренко — «Педагогическая поэма» (1933-1935). В последние годы жизни Макаренко продолжил работу как над художественными произведениями — «Флаги на башнях» (1938), так и над автобиографическими материалами — повесть «Честь» (1937—1938), роман «Пути поколения» (не закончен). Кроме того он продолжает активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, публикует ряд статей. В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». Летом-осенью 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды.
    Деятельность и труды педагога получили высокую оценку Л. Арагона, А. Барбюса, Д. Бернала, У. Бронфенбреннера, А. Валлона, В. Галля, А. Зегерс, Я. Корчака, С. Френе и других деятелей культуры и образования.
    Ведущее место в зарубежном «макаренковедении» занимает основанная в 1968 году в ФРГ лаборатория по изучению наследия А. С. Макаренко, являющаяся подразделением самого крупного учреждения педагогического «остфоршунга» — исследовательского центра сравнительной педагогики Марбургского университета. Там была предпринята попытка издания трудов Макаренко на немецком и русском языках с восстановлением цензурных купюр, но в 1982, после выхода семи томов, издание было прекращено.[2]
    В 2003 г. в Москве впервые осуществлено издание «Педагогической поэмы» без цензурных сокращений. Редактор издания — научный сотрудник Педагогического музея А. С. Макаренко Светлана Сергеевна Невская.
    Сам А. С. Макаренко так подводит итог своих трудов в эпилоге «Педагогической поэмы»:
    «     Мои горьковцы тоже выросли, разбежались по всему советскому свету, для меня сейчас трудно их собрать даже в воображении. Никак не поймаешь инженера Задорова, зарывшегося в одной из грандиозных строек Туркменистана, не вызовешь на свидание врача Особой Дальневосточной Вершнева или врача в Ярославле Буруна. Даже Нисинов и Зорень, на что уже пацаны, а и те улетели от меня, трепеща крыльями, только крылья у них теперь не прежние, не нежные крылья моей педагогической симпатии, а стальные крылья советских аэропланов. И Шелапутин не ошибался, когда утверждал, что он будет лётчиком; в лётчики выходит и Шурка Жевелий, не желая подражать старшему брату, выбравшему для себя штурманский путь в Арктике.
    ...
    и Осадчий — технолог, и Мишка Овчаренко — шофёр, и мелиоратор за Каспием Олег Огнев и педагог Маруся Левченко, и вагоновожатый Сорока, и монтёр Волохов, и слесарь Корыто, и мастер МТС Федоренко, и партийные деятели — Алёшка Волков, Денис Кудлатый и Волков Жорка, и с настоящим большевистским характером, по-прежнему чуткий Марк Шейнгауз, и многие, многие другие. ...
    — ... Мальчики? Линзы с точностью до микрона? Хе-хе!
    Но уже пятьсот мальчиков и девчат бросились в мир микронов, в тончайшую паутину точнейших станков, в нежнейшую среду допусков, сферических аберраций и оптических кривых, смеясь, оглянулись на чекистов.
    — Ничего, пацаны, не бойтесь, — сказали чекисты.
    Развернулся в коммуне блестящий, красивый завод ФЭДов, окружённый цветами, асфальтом, фонтанами. На днях коммунары положили на стол наркома десятитысячный «ФЭД», безгрешную изящную машинку. Многое уже прошло, и многое забывается. Давно забылся и первобытный героизм, блатной язык и другие отрыжки. Каждую весну коммунарский рабфак выпускает в вузы десятки студентов, и много десятков их уже подходят к окончанию вуза.»

    Цитаты Макаренко

    …наши дети — это наша старость.
    Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
    Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома.
    «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?»
    Отказаться от риска — значит отказаться от творчества.
    Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно .. (Макаренко А. С., ПСС, т.4, М.1984, с.123).
    Книги — это переплетённые люди.
    «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…»
    Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив
    С вершин «олимпийских» кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… «Олимпийцы» презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств — самое отсталое.

    Последователи

    Одним из распространённых приёмов критиков системы А. С. Макаренко было и остаётся утверждение, что эта система хорошо работала якобы только в руках своего создателя. Это опровергается как подробным выверенным описанием системы в произведениях самого А. С. Макаренко (поневоле и преимущественно в виде художественно-научного изложения), так и успешной многолетней деятельностью целого ряда его последователей.
    Среди наиболее известных последователей и продолжателей деятельности А. С. Макаренко из его воспитанников нужно назвать в первую очередь Семёна Афанасьевича Калабалина [1903-1972] и его супругу Галину Константиновну [1908-1999] [4] (в «Педагогической поэме» — Семён Карабанов и Галина Подгорная («черниговка»)) и А. Г. Явлинского (1915—1981) [5] (отца известного политического деятеля Г. А. Явлинского).
    Среди последователей, не являвшихся непосредственно воспитанниками Антона Семёновича, известны фамилии проф., д.п.н. В. В. Кумарина [1928-2002] (начал с успешного внедрения Системы Макаренко в детском доме Владимирской обл., затем трудился в России и на Украине, обе диссертации посвящены изучению Системы Макаренко), Г. М. Кубракова (Казахстан) и др.

    Произведения

        * Электронный архив произведений А. С. Макаренко
        * «Мажор» (1932; пьеса)
        * «Марш 30 года» (1932)
        * «ФД—1» (1932; очерк)
        * «Педагогическая поэма» (1925—1935).
        * «Педагогическая поэма» (с испр. замеч. опечаток, восст. буква «ё», появилось оглавление)
        * «Педагогическая поэма» (первое полное издание от 2003 г., науч. ред., сост. и прим. С. С. Невская, обнародовано в сети по решению рук. ЦВР им. А. С. Макаренко (pdf))
        * «Книга для родителей» (1937; художественно-теоретическое сочинение)
        * «Честь» (1937—1938; повесть)
        * «Флаги на башнях» (1938)
        * «Флаги на башнях» (по бумажн. изд. испр. многочисл. опечатки, восст. буква «ё», появилось оглавление и пр.)
        * «Методика организации воспитательного процесса»
        * «Лекции о воспитании детей»

    Фильмография

        * Педагогическая поэма (1955)
        * Флаги на башнях (1958)
        * Большие и маленькие (1963)
    Учебные заведения
        * Исследовательская лаборатория «Воспитательная педагогика А. С. Макаренко» (Нижегородский ГПУн-т)
        * Сумской государственный педагогический университет им. А. С. Макаренко, (г. Сумы, Украина)
        * Институт педагогики им. А. С. Макаренко (основан в 1960 г. в Гаване, р. Куба)
        * Центр образования № 656 им. А. С. Макаренко САО г. Москвы
        * Республиканская школа-интернат среднего (общего) образования с гуманитарным профилем им А. С. Макаренко (Баку, Азербайджан)
        * Школа № 1 им. А. С. Макаренко (с. Базаркурган, р.Киргизия)
        * УВК «Школа-лицей» № 3, им. А. С. Макаренко (г. Симферополь)
        * Школа им. А. С. Макаренко, (р. п. Даниловка, Волгоградской обл.)
        * Школа № 6 им. А. С. Макаренко, (г. Арзамас, Нижегородская область)
        * Школа № 22 им. А. С. Макаренко, (г. Воткинск, респ. Удмуртия)

    Улицы

        * Улица Макаренко (в г. Сочи)
        * Улица Макаренко (Москва)
        * Улица Макаренко (Новочеркасск)
        * Улица Макаренко (Пермь)
        * Переулок Макаренко (Санкт-Петербург)
        * Улица Макаренко (Северодвинск)
        * Улица Макаренко (Тула)
        * Улица Макаренко (Дубна)
        * Проезд Макаренко (г. Королёв Московской области)
        * Улица Макаренко (в г. Находка, Приморский край)
        * Микрорайон Макаренко (г. Старый Оскол Белгородской области)

    Прочее

        * Орден им. А. С. Макаренко
        * Медаль А. С. Макаренко (Украина) «За достижения в области просвещения и педагогической науки»(учреждена в 1958 году)
        * Педагогический музей А. С. Макаренко, 121170, Москва, Поклонная ул., 16
        * Музей А. С. Макаренко в с. Подворки (Куряж) Харьковской обл.
        * Заповедник-музей А.Макаренко Министерства просвещения Украины 15018, Полтавский район, с. Коваливка
        * Музей А. С. Макаренко в г. Белополье Сумской обл. belopolye@yandex.ru
        * Педагогическо-мемориальный музей А. С. Макаренко в г. Кременчуге Полтавской обл.
        * Библиотека имени Антона Семёновича Макаренко в Нижнем Новгороде
        * Центральная библиотека им. А. С. Макаренко, Новосибирск
        * Микрорайон Макаренко (город Старый Оскол)
        * О IV-м межд. конкурсе им. А. С. Макаренко
        * Сайт, посвящённый А. С. Макаренко; электронный архив произведений А. С. Макаренко
        * Воспитательная колония для несовершеннолетних им. А. С. Макаренко (быв. Куряжская колония) Харьковская область, село Подворки Дергачёвского р-на


    АВТОРСКИЕ ПРАВА
    SATOR.ucoz.ru  старается СТРОГО соблюдать Закон авторства. ВСЕ материалы имеют указание автора и / или ссылку на исходный материал. Компилятивные материалы имеют список использованных работ.
    При обнаружении материалов не соответствующих вышеприведенным Правилам - нижайще прошу сообщить по АДРЕСУ
    Материалы помещатся на
    SATOR.ucoz.ru БЕЗ СОГЛАСОВАНИЯ с Авторами (при всем желании это не получатся). НО при малейшем писке протеста или замечании материал снимается НЕМЕДЛЕННО и НАВСЕГДА.

    2