An Old Woman ('The Ugly Duchess')(Уродливая герцогиня)
about 1513, Quinten Massys (1466-1530)
Дерево, масло. 64,2х45,5
Лондон, Национальная галерея искусств
ИСТОРИЯ ОБРАЗА [ ] Маргарита Маульташ
(1318-1369) [ ] Quinten Massys (1466-1530) An Old Woman, 1533 [ ] Фейхтвангер
(Feuchtwanger) Лион (1884-1958), Безобразная герцогиня.FB2 225Kb 1923
Картина Массейса "Старая женщина" (1533) по-разному интерпретировалась, долгое
время как сатира на старость
на нем изображена женщина,
страдающая болезнью Педжета - редким недугом, характеризующимся
аномалией строения костей. Если так, то работа - не карикатура, а
раннее свидетельство заболевания, которое было изучено и описано
сэром Джеймсом Педжетом лишь в 1877.
http://muzei-mira.com
Портретом Магариты Маульташ портрет Уродливой герцогини работы Квинтена
Массейса быть не может, и не имеет к ней никакого отношения.
Возможно, Массейсу было известно прозвище Маргариты - Маульташ
(пельмень или Большеротая), которое она получила от главы католической церкви Климента
VI, которому не нравилась независимая политика Маргариты, герцогини
Каринтии и Тироля.
Маргарита Маульташ
(1318-1369) была единственной дочерью Генриха Хорутанского, короля
Чехии, герцога Каринтии и графа Тироля, родилась в 1318 году. Когда ей
было 11 лет, отец выдал ее замуж за семилетнего Иоганна Генриха,
младшего сына чешского короля Яна Люксембургского и будущего маркграфа
Моравии.
В 1335 году отец Маргариты умер, она осталась последним представителем
Горицко-Тирольской династии. Согласно договору от 1282 года между
Габсбургами и Горицко-Тирольским домом, в случае прекращения мужской
линии последнего, его владения должны были перейти к Габсбургам. Но на
земли Горицко-Тирольской династии также имела виды соседняя Бавария.
Против раздела земель выступили и сами тирольцы.
Вспыхнуло восстание с требованием восстановления на престоле законной
наследницы. Австрийцы и баварцы были вынуждены покинуть страну и
признать Маргариту правительницей Тироля.
В 1341 году при поддержке дворянства Маргарита изгнала из Тироля своего
мужа Иоганна Генриха и вышла замуж за Людвига V Виттельсбаха, маркграфа
Бранденбурга и старшего сына императора Священной Римской империи
Людвига Баварского, что резко увеличило баварское влияние в Тироле и
создало предпосылки для дальнейшего объединения государств.
Скандальный брак тирольской графини стал широко известен в Европе.
Уильям Оккам и Марсилий Падуанский выступили в защиту Маргариты и ее
первого в истории средних веков «светского брака».
Папа Климент VI, находящийся в жёстком противостоянии с императором
Людвигом Баварским, воспользовался этим инцидентом для того, чтобы
опорочить своего противника и его семью и ослабить позиции императора в
Европе.
После смерти Людвига V в 1361 году соправителем Маргариты в Тироле стал
их сын Мейнхард III. Но через два года скончался и он. Маргарита,
уступив австрийскому давлению, передала свои владения Рудольфу IV
Габсбургу. Таким образом Тироль потерял независимость и стал частью
Австрийской монархии. Маргарита же остаток жизни провела при
австрийском дворе.
Скончалась Маргарита Маульташ 3 октября 1369 года в Вене, в возрасте 51 года.
В церковной пропаганде Маргарита получила прозвище
«Маульташ», в буквальном переводе «пельмень»,
видимо, с намеком на ее непривлекательную внешность. Спустя почти два
столетия фламандский художник Квентин Массейс написал сатирический
портрет Маргариты*, обыгрывая ставшей притчей во языцех её уродливость.
Однако насколько отвратительной в действительности была внешность
графини судить по этим фактам невозможно: на другом портрете 16 века
она изображена достаточно привлекательной.
* Массейс
написал портрет под названием "Старая женщина" или "Уродливая
герцогиня". Сомнительно, что Массейс в Голандии 16в вообще что-то
знал
о герцогине из Тироля 14в). Скорее всего ее постигла та же судьба что и
Ричарда III в Англии или Влада III Цапеша (Дракула) в Валахии.
Скорее всего это провокация церкви (папы Климента VI) которой невыгодны независимые правители
SATOR.ucoz.ru старается СТРОГО соблюдать Закон авторства. ВСЕ материалы имеют указание автора и / или ссылку на исходный материал. Компилятивные материалы имеют список использованных работ. При обнаружении материалов не соответствующих вышеприведенным Правилам - нижайще прошу сообщить по АДРЕСУ Материалы помещаются на SATOR.ucoz.ru БЕЗ СОГЛАСОВАНИЯ с Авторами (при всем желании это не получатся). НО при малейшем писке протеста или замечании материал снимается НЕМЕДЛЕННО и НАВСЕГДА.