Главная | Регистрация | Вход
...
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
СРОЧНО ! ВАЖНО ! [0]
ДОСТОЙНО ВНИМАНИЯ [0]
ЭТО ИНТЕРЕСНО МНЕ, МОЖЕТ И ВАМ? [0]
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    статистика посещений сайта
    1
    Цвет ГЛАВНАЯ SATOR.ucoz.ru
    АДРЕС АВТОРА
    АНАТОМИЯ ЦВЕТА

    Кандидат медицинских наук В. ДОСКИН.

    Наука и жизнь, 1978, 104-107

    Все живое стремится к цвету» — так сказал когда-то великий Иоганн Вольфганг Гете. Действительно, наша жизнь немыслима без богатства и очарования цветовых форм. Цвет способен радовать и огорчать, он может влиять на наше самочувствие и трудоспособность. Силу воздействия цвета на человека, на его здоровье и сознание давно заметили представители самых разных наук: многие философы и физики, физиологи и врачи, снова и снова обращаясь к проблеме цвета, пытались ее решать — каждый по-своему, чаще на ощупь, интуитивно. У колыбели цветоведения стояли величайшие умы человечества — Аристотель, Леонардо да Винчи, Ньютон, Гете, а в наше время — И. П. Павлов, С.И.Вавилов и многие другие.


    В 1876 году итальянский врач-психиатр Понза выдвинул гипотезу о том, что цвет может существенно менять состояние больных. Он наблюдал, как в психиатрической клинике больные быстрее выходили из состояния депрессии, если их помещали в красную комнату, а беспокойные больные успокаивались в синей комнате.


    Уже в средние века использовали своеобразное предостерегающее значение желтого цвета (его не спутаешь с другим цветом, и он хорошо заметен издали). Для того, чтобы изолировать прокаженных от общения со здоровыми людьми, их одевали в одежду ярко-желтого цвета. В желтый цвет окрашивали карантинные отделения больниц. Да мало ли других примеров использования цвета хранит история: люди старались использовать на практике огромные возможности цвета, эмпирически постигая его немалую роль в повседневной жизни. «Много утех и прохлад в жизни нашей от цвета зависит»,— писал в 1756 году наш великий соотечественник Михаил Васильевич Ломоносов, внесший большой вклад в науку о цвете.


    Яркое, живое описание основных цветов сделал Гете. Очерки гениального мыслителя, посвященные анализу основных цветовых оттенков, представляют несомненный интерес даже в настоящее время. Многие мысли ученого получили экспериментальное подтверждение, а его научные предвидения еще долго будут привлекать самое пристальное внимание специалистов.


    Существует широко распространенное мнение, будто бы выразительность цвета основана на ассоциациях. До сих пор даже в специальной литературе господствует утверждение, что красный цвет возбуждает потому, что он напоминает нам о явлениях, связанных с огнем и кровью. Зеленый цвет воскрешает мысль об освежающем воздействии природы. Недаром в очаровательной сказке Г. X. Андерсена «Гадкий утенок» только что появившиеся на свет утята первым делом стали разглядывать развесистые листья лопуха, и «...мать не мешала им», зная, что зеленый цвет полезен для глаз. Синий же цвет, возможно, вызывает у нас представление, связанное с прикосновением к холодной воде, дыханием темной ночи. Этот перечень можно легко расширить.


    Однако, как вполне справедливо утверждает известный американский психолог искусства Рудольф Арнхейм, ассоциативная теория в изучении цвета дает столь же мало, сколь и в других областях знаний. Воздействие цвета оказывается довольно сильным и самопроизвольным только в том случае, если он является результатом интеллектуального истолкования. Сегодня, к сожалению, еще нет ни одной исчерпывающей теории о физиологическом процессе восприятия цвета, которая могла бы объяснить все многообразие вопросов, связанных с влиянием цвета на человеческий организм. Но усилиями различных специалистов наука о цвете продвинулась далеко вперед.


    Исследователи установили, что зрение обладает удивительными качествами. Оно дает около 90 процентов всей информации о внешнем мире. Специалисты утверждают: за один-единственный день человек видит так много, что если все увиденное перевести на кинопленку, то ее понадобится около 19 километров. Глаз, вернее, его оптическая часть, имеет практически неограниченную воспринимающую способность. Через миллион волокон, каждое из которых способно передавать 20 сообщений в минуту, поток информации поступает в мозг человека. Из всего обилия информации в сознании отфильтровывается наиболее важная часть.


    Изображения внешней среды фокусируются на сетчатке — своеобразном экране, состоящем из чувствительных нервных элементов, расположенных на задней стенке глазного яблока. Исследователи полагают, что в сетчатке глаза существуют три типа специальных приемников излучения. Одни обладают наибольшей чувствительностью в синей, другие в зеленой, третьи в красной зоне спектра. Любые излучения обычно одновременно воздействуют на все три цветоощущающих приемника глаза, а затем в виде определенных электрических импульсов, подвергающихся сложной трансформации, поступают в мозг и вызывают конкретные цветовые ощущения.


    Человеческий глаз способен различать до 300 различных оттенков ахроматического цвета, то есть белого, серого и черного, и десятки тысяч хроматических цветов (так называют все другие цвета) в различных сочетаниях. Специальными исследованиями установлено, что максимальное цветоразличение приходится на дневное время — на 13—15 часов, а минимальное — на 23—3 часа ночи.


    Как и любой жизненный процесс, образовавшийся в результате многовековой эволюции вида, цветовое зрение было создано как своеобразный механизм взаимосвязи человека с природой. Оно вовремя предупреждало его об опасности, заставляло радоваться или страдать.


    Современный человек постепенно окружил себя искусственной средой, весьма далекой от природы. Люди оказались отрезанными от естественных красок природы (особенно остро это чувствуют жители больших городов). Неожиданно возник цветовой голод, который настойчиво стали утолять, хотя порой и хаотично. Цвет стал проникать всюду — в наши жилища, производственные помещения, кинотеатры, на телеэкраны и т. п. Но за первой волной увлечения цветом раздались голоса ученых, призывающие к осторожности в цветовом оформлении искусственной среды обитания.


    Однако представляет ли опасность цветовой дефицит или его излишек? О том, что вопрос этот важен, говорят хотя бы следующие примеры. В комнате, оклеенной обоями с большими красными цветами, вплотную к стене стояла детская кроватка. Как только малыша клали лицом к стене, он начинал громко плакать и плакал до тех пор, пока перед его глазами не помещали белый экран (наблюдения известного французского художника-декоратора).


    А вот опыт, проведенный в Чикаго. Во время одного из официальных обедов, когда за столом, уставленным аппетитными кушаньями, завязался наконец непринужденный разговор, неожиданно изменилось освещение. С помощью специальных фильтров в потоке света остался только красный и зеленый цвета. На столе все стало неузнаваемым: сельдерей — ярко-розовым, бифштекс — сероватым, молоко — кроваво-красным, рыба — багровой, салат — грязно-зеленым. Разговоры и смех сразу прекратились, аппетит исчез, некоторые гости, почувствовав приступы дурноты, вынуждены были уйти — обед был прерван.


    Здесь уместно напомнить, что яркий свет, как правило, возбуждает аппетит, пища кажется даже вкуснее (может быть, тем, кто хочет похудеть, лучше ужинать при тусклом свете). К этому можно добавить такой курьезный случай. Один предприимчивый владелец ресторана выкрасил обеденный зал в желтый и красный цвет. После этого торговый оборот заведения значительно увеличился — посетители ресторана непроизвольно стремились быстрее закончить еду и покинуть непривычную обстановку.


    Да, люди стараются выбирать для себя привычное цветовое окружение. Оно имеет свою историю и подчинено вполне конкретным закономерностям. Например, жители сельских районов предпочитают яркие красные, оранжевые и синие цвета — такие цвета, которых в природном окружении не так много. И это можно понять: их глаз уже насыщен красками природы. Горожане же, напротив, оказывают предпочтение нежным краскам, распространенным в природе.


    Рисунок показывает, как изменяется поле зрения глаза, когда он воспринимает тот или иной цвет.

    Конечно, цветовые предпочтения тесно связаны с социальными факторами, чертами характера человека. По-видимому, молодым людям (во всяком случае, в большей степени, чем пожилым) присуще стремление к ярким цветам, которые соответствуют их большей жизненной энергии и социальной активности. Видимо, для них, «ал цвет мил на весь свет». Если, ориентируясь на многочисленные экспериментальные исследования, расположить основные цвета по мере их предпочтения людьми, то получится приблизительно такая картина: голубой — фиолетовый — белый — розовый — пурпурный — красный — зеленый — желтый — оранжевый — коричневый — черный (здесь не учитывается мода на тот или иной цвет, которая меняется время от времени).

    Конечно, цветовые предпочтения тесно связаны с социальными факторами, чертами характера человека. По-видимому, молодым людям (во всяком случае, в большей степени, чем пожилым) присуще стремление к ярким цветам, которые соответствуют их большей жизненной энергии и социальной активности. Видимо, для них, «ал цвет мил на весь свет». Если, ориентируясь на многочисленные экспериментальные исследования, расположить основные цвета по мере их предпочтения людьми, то получится приблизительно такая картина: голубой — фиолетовый — белый — розовый — пурпурный — красный — зеленый — желтый — оранжевый — коричневый — черный (здесь не учитывается мода на тот или иной цвет, которая меняется время от времени).



    График показывает, какое влияние оказывают на организм разные, участки спектра

    A — световое воздействие, 2 — фотохимическое. 3 —тепловое)

    В своих экспериментальных работах известный шведский психолог Макс Люшер обнаружил, что люди, эмоции которых находятся под строгим самоконтролем, в выборе цвета отдают предпочтение синему и зеленому цветам и стараются избегать всевозможных оттенков красного. Это, в частности, проявляется в том, как люди одеваются, как они оформляют свои квартиры и, наконец, как настраивают цветной телевизор.

    ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА ЧЕЛОВЕКОМ



    Биографы и исследователи творчества выдающегося немецкого композитора Рихарда Вагнера неизменно упоминают об удивительном качестве музыканта. Он писал музыку только при красном свете. Видимо, поэтому его творческий энтузиазм очень напоминает ярко выраженное сверхвозбуждение.


    Выдающийся русский психиатр и невролог В. М. Бехтерев, изучая влияние цвета на человека, устроил в своем доме несколько комнат с различной цветовой средой, где он работал, принимал пациентов, читал.





    Закрытые глаза

    желтый

    красный

    зеленый

    При освещении глаз цветными лучами меняется напряжение мышц тела. При красном свете человек наклоняется чуть вперед, при зеленом и синем — назад. А если каким-нибудь светом посветить сбоку, мы незаметно для себя начинаем делать наклон в сторону света. На рисунке показано, как отклоняются руки, вытянутые вперед, под влиянием различных цветов. Красный заставлял испытуемых раздвигать руки, а зеленый и желтый способствовали сведению рук к средней линии.


    Характерная цветовая гамма любого художника также может быть соотнесена не только с темой и содержанием его произведений, но и явиться определенной информацией о чертах характера самого живописца. Например, смена «голубого периода» на «розовый» в творчестве Пикассо соответствует изменению настроения и тональности его картин в процессе художественного творчестга.


    В художественной литературе цвет присутствует как одно из выразительных средств. В недавно вышедшей книге «Солнечный луч» (издательство «Наука») В. А. Барабой справедливо приписывает ему тройную роль: смысловую, описательную и эмоциональную. Писатели, пишет он, широко используют цветовые эпитеты для характеристики настроения и состояния своих героев. Для рассказов п повестей А. Грина характерны яркие, чистые, насыщенные цветовые тона, которые и у читателей вызывают такие же яркие и светлые эмоции. В творчестве Л.Н.Толстого, А. С. Пушкина можно отчетливо проследить процесс постепенного вытеснения цвета по мере перехода к более зрелому творчеству. Исследователи Ф.М.Достоевского подчеркивают почти болезненное пристрастие художника к желтому цвету. Это желтые цветы, желтые обои, желтая мебель.


    Говоря о влиянии цвета, следует подчеркнуть, что сила его воздействия зависит от настроения, характера и восприимчивости человека и от целого ряда других факторов. Для иллюстрации можно привести таблицу, которая дает общие представления о сложном характере воздействия цвета на человека.


    Например, под влиянием различных цветов у человека может возникать чувство тепла или холода, которое почти не отражается на температуре тела. Здесь интересен такой факт. Люди, находящиеся в комнате, окрашенной синей краской, будут ощущать прохладу, а в соседней, где та же температура, +15°, но где стены окрашены в оранжевый цвет, им будет тепло.


    Коричневые и желтые тона цветового окружения способствуют укачиванию, особенно в самолете, а зеленые и голубые, как правило, могут успокаивать, а в некоторых случаях и предотвращать дурноту. Старые летчики рассказывают: когда кабины некоторых самолетов внутри были окрашены е желтый цвет, то даже опытные пилоты чувствовали себя значительно хуже. У них нередко появлялись симптомы «морской болезни».


    Совершенно неожиданное применение нашел цвет на аэродромах. Хорошо известно, какую опасность для самолетов представляют птицы и летучие мыши. Они нередко являются причиной серьезных аварий. Оказалось, что к аэродромам их влечет яркий свет прожекторов, вернее, он привлекает насекомых, за которыми охотятся птицы и летучие мыши. И вот австралийские ученые, изучив экологическую обстановку на нескольких аэродромах, предложили поставить на прожекторах оранжевые фильтры. После этого количество пернатых в окрестностях экспериментального аэродрома сократилось на 30—40%. Объяснение простое: оранжевый цвет не так манит к себе насекомых, как белый. А вот черная одежда привлекает к себе различных мошек в 8—9 раз сильнее, чем оранжевая или зеленая. Особенно ярко это проявляется в тайге, где от этих насекомых буквально некуда скрыться. Они лезут в глаза, уши, нос, рот, забираются в волосы, кусаются. Значительно облегчает здесь положение яркий оранжевый костюм.


    Так влияет свет различной длины волны на рост стебля растений.

    Сегодня цвет широко используют для стимуляции работоспособности, улучшения самочувствия и настроения людей. Для иллюстрации этого достаточно привести несколько примеров. Бо многих санаториях и клиниках голубой цвет используется для лечения бессонницы, рассеивания навязчивых состояний. Его часто и весьма удачно применяют для окраски спален, операционных и больничных палат. На одном из американских заводов цветопсихологи установили, что после того, как тяжелые черные ящики перекрасили в светло-зеленый цвет, они стали казаться намного легче. Только использование всех возможностей рационального цветового оформления на одном из чугунолитейных заводов в штате Висконсин (США) позволило поднять производительность труда в 2 раза, уменьшить прогулы, снизить количество бракованных детален и т. п. Несмотря на то, что эффект от использования цвета за рубежом из коммерческих соображений часто преувеличивается, опыт показывает, что большая часть руководителей предприятий, обратившихся за помощью к цветопсихологам, удовлетворены результатами: возрастает качество выпускаемой продукции, растет производительность труда.


    Эти результаты свидетельствуют сами за себя. Удачная окраска производственных помещений и оборудования дает, как прапило, положительный эффект. Колоссальный опыт в этом отношении накоплен в СССР. Удачное решение цветового оформления найдено на Ленинградском оптико-механическом заводе, Рижском ВЗФ, Московском заводе домашних холодильников и многих других предприятиях.


    Доказано, что удачная окраска школьных помещений имеет не только эстетическое значение, она улучшает внимание школьников и приводит к положительным изменениям в физиологическом состоянии детей. Как свидетельствуют результаты двухгодичного эксперимента, проведенного в трех школах Балтпморы (США), в результате правильного подбора окраски стен значительно улучшились успеваемость и повеление детей. В Советском Союзе заслуженным учителем РСФСР В. Н. Поляковой проведен весьма любопытный эксперимент. Ученики получали арифметические задачи, текст которых был отпечатан на бумаге белого, светло-красного и светло-зеленого цвета. Наибольшее количество верных ответов оказалось в том случае, когда задания были написаны на зеленой бумаге.


    Среди важных функций цвета нельзя не упомянуть о его сигнальном значении. Этот факт знаком многим автолюбителям: дорожная статистика утверждает, что реже всего в аварии попадают автомобили желтого и красно-оранжевого цвета. Как показывают специальные исследования, водителям встречного транспорта желтые автомобили кажутся намного ближе к ним (на 4 метра), чем серые машины. Еще Гете указывал на знакомое нам ощущение, когда темная одежда делает человека более изящным, а желтый цвет создает иллюзию расширения и выпуклости. Именно поэтому лобовая часть железнодорожных поездов окрашивается в яркий оранжевый цвет, и путевые и дорожные рабочие надевают ярко-оранжевые жилеты. По данным американской статистики, введение так называемых «предохранительных» окрасок, обозначающих опасные места, отдельные производственные зоны и многое другое, способствует уменьшению несчастных случаев примерно на 50 процентов.


    Сегодня наука о цвете — цветоведенпе обретает твердую почву. Новые научные открытия, несомненно, позволят улучшить всю среду обитания человека, сделать ее по-настоящему комфортной, внести существенный вклад в развитие науки и промышленности, культуры и образования.

    Цойгнер Герхард. Учение о цвете. М. «Стройиздат», 1971.

    Ивенс Р. М. Введение в теорию цвета. М.. «Мир», 1964.

    Рабкин Е.Б., Соколова Е. Г. Цвет вокруг нас. М., «Знание», 1964.

    Власов А. Ф. Цвет и безопасность труда. М., «Машиностроение», 1970.

    Ауэр Ксавер, Фрилииг Генрих. Человек — цвет — пространство. М.. «Стройиздат», 1973.

    ТЕКСТ
    ДопИнформация
    АВТОРСКИЕ ПРАВА
    SATOR.ucoz.ru  старается СТРОГО соблюдать Закон авторства. ВСЕ материалы имеют указание автора и / или ссылку на исходный материал. Компилятивные материалы имеют список использованных работ.
    При обнаружении материалов не соответствующих вышеприведенным Правилам - нижайще прошу сообщить по АДРЕСУ
    Материалы помещатся на
    SATOR.ucoz.ru БЕЗ СОГЛАСОВАНИЯ с Авторами (при всем желании это не получатся). НО при малейшем писке протеста или замечании материал снимается НЕМЕДЛЕННО и НАВСЕГДА.
    SATOR.ucoz.ru

    2