Главная | Регистрация | Вход
...
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
СРОЧНО ! ВАЖНО ! [0]
ДОСТОЙНО ВНИМАНИЯ [0]
ЭТО ИНТЕРЕСНО МНЕ, МОЖЕТ И ВАМ? [0]
Поиск
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Наш опрос
Если бы Вы решали судьбу Николая 2
Всего ответов: 71
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    статистика посещений сайта
    SATOR.ucoz.ru
    ЭПОС
    О ГИЛЬГАМЕШЕ

    ТАБЛИЦЫ * 1 * 2 * 3 * 4 * 5 * 6 * 7 * 8 * 9 * 10 * 11 * 12 

     
    КОММЕНТАРИЙ СЛОВАРЬ
    ЭПОС О ГИЛЬГАМЕШЕ СКАЧАТЬ *26kB .DOC * 50 kB.ODT
    Gilgamesh
    На рельефе Гильгамеш изображен в момент укрощения льва. В правой руке он сжимает саблю. Левой прижимает к себе молодого льва. Сюжет символизирует силу и мощь Гильгамеша, который может подчинить себе самых сильных диких зверей. Рельеф с изображением Гильгамеша со львом происходит из дворца Саргона II в Хорсабаде. Изображения Гильгамеша несли охранительные функции и чередовались с фантастическими фигурами крылатых людей и быков и были расположены по фасаду дворца. В изображении отсутствует интерес к передаче конкретного человека и сохраняются преувеличенно подчеркнутая мускулатура тела, трафаретность в передаче лица. Рельеф выполнен в чисто ассирийской технике, когда с гигантскими массами скульптуры резко контрастирует тончайшая декоративно- орнаментальная отделка одежды, бороды героя и шкуры льва. Однако, несмотря на большую условность изображения, здесь уже заметно некоторое отклонение от строгих канонов: так, лицо, например, дано не в профиль, а в фас, в построении тела чувствуется хорошее знание анатомии.
    Гильгамеш со львом из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине
    8 век доНЭ.
    Алебастр; высота 4,23 м, Париж, Лувр
     
     
    (шумер. Бильга-мес - возможна интерпретация этого имени как "предок-герой"), полулегендарный правитель Урука, герой эпической традиции Шумера и Аккада.
     
    «Эпос о Гильгамеше» представлен как дополнение один другого трех дошедших до нас текстов. Самые древние тексты свидетельствуют о событиях 27в.доНЭ.
    Окончательный вариант эпоса относится к 1500 — 1000 гг. доНЭ
    Первооткрывателем Эпоса является Джордж СМИТ (0000 - 1876)
     
    И.В. Кувшинская:
     
    [ ] Исторические свидетельства
    [ ] Шумерские сказания
    [ ] Великий аккадский эпос
    [ ] История открытия
    [ ] СОДЕРЖАНИЕ Эпоса
    [ ] ТЕКСТ
     
    === Исторические свидетельства
     
    Эпические тексты считают Гильгамеша сыном героя Лугальбанды и богини Нинсун. "Царский список" из Ниппура - перечень династий Двуречья - относит правление Гильгамеша к эпохе I династии Урука (к. 27-26 вв. до Н.Э.). Гильгамеш является пятым царем этой династии, чье имя следует за именами Лугальбанды и Думузи, супруга богини Инанны. Гильгамешу также приписывается божественное происхождение: "Бильгамес, чей отец был демон-лила, эн (т.е. верховный жрец) Кулабы". Продолжительность правления Гильгамеша "Царский список" определяет в 126 лет.
     
    Шумерская традиция помещает Гильгамеша как бы на грани легендарного героического времени и более близкого исторического прошлого. Начиная с сына Гильгамеша продолжительность лет правления царей в "Царском списке" становится более близкой к срокам человеческой жизни. Имена Гильгамеша и его сына Ур-Нунгаля упомянуты в надписи общешумерского святилища Туммаль в Ниппуре в числе правителей, строивших и перестраивавших храм.
     
    В эпоху I Династии Урук был окружен стеной протяженностью в 9 км, строительство которой связывается с именем царя Гильгамеша. Пять шумерских героических сказаний повествуют о деяниях Гильгамеша. Одно из них - "Гильгамеш и Агга" - отражает реальные события конца 27 в. до Н.Э. и рассказывает о победе, одержанной царем над осадившим Урук войском города Киша.
     
    === Шумерские сказания
     
    В сказании "Гильгамеш и гора бессмертного" герой возглавляет поход юношей Урука в горы, где они срубают вечнозеленые кедры и побеждают чудовище Хумабабу. Плохо сохранившийся клинописный текст "Гильгамеш и небесный бык" рассказывает о борьбе героя с быком, посланным богиней Инанной на погибель Уруку. Текст "Смерть Гильгамеша" также представлен лишь фрагментами.
     
    Сказание "Гильгамеш, Энкиду и подземный мир" отражает космогонические представления шумеров. Оно имеет сложную композицию и распадается на ряд отдельных эпизодов.
     
    В предвечные дни начала мира в саду Инанны было посажено дерево хулуппу, из которого богиня хотела сделать свой трон. Но в его ветвях вывела птенца птица Анзуд, в стволе поселилась демон-дева Лилит, а под корнем стала жить змея. В ответ на жалобы Инанны Гильгамеш победил их, срубил дерево и сделал из него трон, ложе для богини и волшебные предметы "пукку" и "микку" - музыкальные инструменты, громкий звук которых заставлял без устали плясать юношей Урука. Проклятия потревоженных шумом женщин города привели к тому, что "пукку" и "микку" провалились под землю и остались лежать у входа в подземный мир. Энкиду, слуга Гильгамеша вызвался их достать, но нарушил магические запреты и был оставлен в царстве мертвых. Вняв мольбам Гильгамеша, боги открыли вход в подземный мир и дух Энкиду вышел оттуда. В последнем сохранившемся эпизоде Энкиду отвечает на вопросы Гильгамеша о законах царства мертвых.
     
    Шумерские сказания о Гильгамеше являются частью древней традиции, тесно связанной с устным творчеством и имеющей параллели со сказочными сюжетами других народов.
     
    === Великий аккадский эпос
     
    Мотивы героических сказаний о Гильгамеше и Энкиду были переосмыслены в величайшем памятнике литературы Древнего Востока - акккадском "Эпосе о Гильгамеше".
     
    Эпос сохранился в трех основных версиях.
    [ ] Это ниневийская версия из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала, восходящая ко второй половине II тыс. до Н.Э.; (1500 – 1000 г.доНЭ)
    [ ] современная ей так называемая периферийная версия, представленная хетто-хурритской поэмой о Гильгамеше,
    [ ] и наиболее древняя из всех старовавилонская версия. (дата???)
     
    Ниневийская версия, согласно традиции, была записана "из уст" урукского заклинателя Син-леке-унинни, ее фрагменты найдены также в Ашшуре, Уруке и Султан-тепе.
     
    При реконструкции эпоса учитываются все опубликованные фрагменты; несохранившиеся строки одного текста могут быть восполнены по другим версиям поэмы. "Эпос о Гильгамеше" изложен на 12 глиняных таблицах; последняя из них композиционно не связана с основным текстом и является дословным переводом на аккадский язык последней части сказания о Гильгамеше и дереве хулуппу.
     
     
    === История открытия
     
    История открытия эпоса в 70-хх годах 19 в. связана с именем Джорджа Смита, сотрудника Британского музея, который среди обширных археологических материалов, присылаемых в Лондон из Месопотамии, обнаружил клинописные фрагменты сказания о Потопе. Доклад об этом открытии, сделанный в конце 1872 в Библейском археологическом обществе, произвел сенсацию; стремясь доказать подлинность своей находки, Смит в 1873 отправился на место раскопок в Ниневии и нашел новые фрагменты клинописных табличек. Дж. Смит умер в 1876 в разгар работы над клинописными текстами во время третьей поездки в Месопотамию, завещав в своих дневниках последующим поколениям исследователей продолжить начатое им изучение эпоса.
     
    На русский язык "Эпос о Гильгамеше" переводили в начале 20 в. В.К.Шилейко и Н.С.Гумилев. Научный перевод текста, сопровождаемый подробными комментариями, был издан в 1961 И.М. Дьяконовым.
     
    СОДЕРЖАНИЕ
     
    рассказывает о царе Урука Гильгамеше, безудержная удаль которого причиняла много горя обитателям города. Решив создать ему достойного соперника и друга, боги слепили из глины Энкиду и поселили его среди диких зверей.
     
    ТАБЛИЦЫ 2 — 34 - 5
    посвящена единоборству героев и их решению употребить во благо свои силы, нарубив в горах драгоценный кедр.
    Их сборам в дорогу, путешествию и победе над Хумбабой посвящены III, IV и V таблицы.
     
    близка по содержанию к шумерскому тексту о Гильгамеше и небесном быке. Гильгамеш отвергает любовь Инанны и укоряет ее за вероломство. Оскорбленная Инанна просит богов создать чудовищного быка, чтобы уничтожить Урук. Гильгамеш и Энкиду убивают быка; не в силах отомстить Гильгамешу, Инанна переносит свой гнев на Энкиду, который слабеет и умирает.
     
    Рассказ о его прощании с жизнью (VII таблица)
     
    плач Гильгамеша по Энкиду (VIII таблица) становятся переломным моментом эпического сказания. Потрясенный гибелью друга герой отправляется на поиски бессмертия.
     
    ТАБЛИЦА 9 - 10
    Его странствия описаны в IX и X таблицах. Гильгамеш скитается в пустыне и достигает гор Машу, где люди-скорпионы стерегут проход, через который восходит и заходит солнце. "Хозяйка богов" Сидури помогает Гильгамешу найти корабельщика Уршанаби, переправившего его через гибельные для человека "воды смерти". На противоположном берегу моря Гильгамеш встречает Утнапиштима и его жену, которым в незапамятные времена боги подарили вечную жизнь.
     
    содержит знаменитый рассказ о Потопе и строительстве ковчега, на котором Утнапиштим спас от истребления человеческий род. Утнапиштим доказывает Гильгамешу, что его поиски бессмертия тщетны, поскольку человек не в силах победить даже подобие смерти - сон. На прощание он открывает герою секрет растущей на дне моря "травы бессмертия". Гильгамеш добывает траву и решает принести ее в Урук, чтобы дать бессмертие всем людям. На обратном пути герой засыпает у источника; поднявшаяся из его глубин змея съедает траву, сбрасывает кожу и как бы получает вторую жизнь. Известный нам текст XI таблицы заканчивается описанием того, как Гильгамеш показывает Уршанаби воздвигнутые им стены Урука, надеясь, что его деяния сохранятся в памяти потомков.
     
    композиционно не связана с основным текстом и является дословным переводом на аккадский язык последней части сказания о Гильгамеше и дереве хулуппу.
     
     
     
     
    И.В. Кувшинская
    Другие материалы о Шемере