Главная | Регистрация | Вход
...
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
СРОЧНО ! ВАЖНО ! [0]
ДОСТОЙНО ВНИМАНИЯ [0]
ЭТО ИНТЕРЕСНО МНЕ, МОЖЕТ И ВАМ? [0]
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 68
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    статистика посещений сайта
    Радуйтесь Я пришел ! SATOR.ucoz.ru
    АДРЕС
    Дата редакции 2013.12.17

    * МОЦАРТ *Кто убил Моцарта? *
    Антонио САЛЬЕРИ:
    гений или злодей ?

    "ПАЭЗЕ СЕРА", РИМ.
    Антонио Сальери - талантливый итальянский композитор, дирижер и педагог - оставил заметный след в искусстве музыки. Достаточно сказать, что его учениками были такие прославленные мастера, как Ф.Шуберт, Л.Бетховен, Ф.Лист. Огромно и творческое наследие Сальери. Он автор 45 опер, многочисленных симфоний, кантат, хоров.

    При жизни Сальери добился всего, чего мог только пожелать: славы, успеха, благополучия. Быть может, это обстоятельство сыграло роковую роль. Уже после смерти Сальери стали обвинять в том, что он отравил своего друга и соперника Моцарта. Эта легенда, порочащая память композитора, несмотря на усилия ученых, показавших ее несостоятельность, имеет хождение до сих пор.

    Бедный Сальери! Сейчас, когда за ним так прочно утвердилась печальная слава отравителя, кто станет слушать его "Данаиды", чудесного "Тарара", "Грот Трофония" - шедевры, которые прославили композитора повсюду, от Парижа до Вены, и принесли ему признание публики?

    "Кое-кто замышляет отравить тебя",- шептали на ухо Моцарту. Разбитый болезнью, приблизившийся к финальному акту драмы, каковой была его недолгая жизнь, Моцарт, кажется, поверил этим слухам. "Этот Сальери - соотечественник семейства Борджиа и Екатерины Медичи, поклонников мышьяка и коварного милосердия", - обронит он случайно. Простодушная жена гения, Констанция, подхватит ужасное обвинение и, не задумываясь о последствиях, станет повторять его повсюду.  Впрочем, тогда к ее словам мало прислушивались. Для современников Сальери был великим маэстро и его личность оставалась вне всяких подозрений. И только спустя годы, когда люди оценили наконец грандиозность таланта Моцарта и его слава затмила Сальери, миф об отравлении получил широкую огласку.

    В Вене, считавшейся тогда музыкальной столицей Европы, Сальери создал свою школу композиции. К нему в ученики стремились попасть самые одаренные музыканты того времени. Среди них были Шуберт, Бетховен, Лист, а также младший сын Моцарта, Франц Ксавелий Вольфганг, родившийся в год, когда оборвалась жизнь его отца.

    Для этих замечательных учеников, уже добившихся признания, Сальери хотя и был по-прежнему любим и почитаем, представлял собой прошлое музыки. Маэстро олицетворял для них музыку не потерявшую еще свою прелесть, но ее превосходили или старались превзойти молодые.

    Отношение учеников к Сальери поэтому было противоречивым.  Например, Шуберт, который страстно увлекался музыкой Моцарта и считал Сальери композитором прошлого, тем не менее горячо участвовал в жизни его школы и относился к занятиям с исключительной серьеэностью. Когда в 1816 году праздновалось пятидесятилетие со дня прибытия Сальери в Вену, Шуберт специально к этому дню написал торжественную кантату.

    Антонио Сальери прибыл в Вену, а город, оказавшийся столь гостеприимным для него, в 1766 году. Было ему тогда всего 16 лет Но в отличие от Моцарта, который также начинал свою творческую биографию в раннем возрасте, музыкальная судьба Сальери складывалась удивительно удачно. Выросший в Леньяго в богатой семье коммерсантов, он уже в детстве обнаружил незаурядные способности, научился играть на скрипке, а затем овладел игрой на клавесине. Его наставником был органист при соборе Леньяго Джузеппе Симони. По прихоти случая юный Сальери учился у человека который, в свою очередь, познавал основы музыкального искусства у падре Мартини - у того самого Мартини, у которого брал уроки молодой Моцарт.

    Уже с раннего детства фортуна сопутствовала Сальери: будучи весьма прозорливым, он знал, где, в какое время и при каких обстоятельствах встретиться с этой капризной богиней. Местом взлета он избрал Венецию. Флориан Гассман, известный автор ряда опер, которые шли на сценах тогдашней Венеции, был поражен талантом Сальери, его упорством и страстью к музыке. Дело кончилось тем, что композитор из Богемии отвез Антонио Сальери в Вену, где для него открылись двери императорского двора. Три года спустя можно было бы написать следующую картину: интерьер дома Раньеро Кальцабиджи; за клавесином сидит молодой Сальери, а в нескольких шагах от него стоят поющие Глюк и Джузеппе Скарлатти, племянник знаменитого Алессандро: в форме концерта исполняется первая опера итальянского музыканта "Образованные женшины", сочиненная по либретто Кальцабиджии Гастоне Боккерини. Через несколько дней эта комическая опера была представлена в придворном театре в присутствии самого эрцгерцога Иосифа II. Итак, карьера, сделанная в исключительно короткое время: шквал заказов на музыкальные произведения от императора и его окружения. сыплющиеся одна за другой милости - придворный композитор, маэстро придворной капеллы, директор придворной оперы.

    Из Вены оперы Сальери распространяются по всем городам Европы. В 1778 году открылся в Милане великолепный театр Ла Скала. Какую же оперу давали в честь открытия? "Освобожденную Европу" Сальери. Двумя годами позже появляется его "Дама-пастушка" в Риме. Трудно войти в негостеприимный и пресыщенный мир парижской лирической трагедии, однако Сальери в этом случае опирается на поддержку не только Габсбургов, но также в своего большого друга Глюка, который пошел даже на то, чтобы объявить себя соавтором "Данаид", для того чтобы эта которая всецело принадлежала перу Сальери, была представлена в Париже, что и произошло в 1784 году.

    Кто же он, Антонио Сальери? Какое место занимает он в истории музыки?

    Очевидно было бы неправильно зачислять его в разряд второсортных музыкантов конца XVIII - начала XIX века, как это хотели сделать некоторые историки. Нельзя согласиться и с теми, кто считает Сальери ярым консерватором в музыке, чуждым всякой новизны и новаторского поиска. На самом деле все было инач. Из сочинений композитора перед нами встает образ музыканта, наделенного несомненным талантом человека разумного, пытающегося установить определенные закономерности музыкального творчества, но способного отказаться от общепринятых правил и смело окунуться в область неизведанного и нового. В нем уживались и академизм признанного маэстро и склонность к эксперименту молодого музыканта.

    Оперы Сальери проникнуты истинно трагическим духом. Действительно, работая над ними Сальери, очевидно, использовал опыт великих композиторов, своих современников, в особенности Гайдна и самого Моцарта. Но в его творениях, в частности в "Данаидах", эти заимствования претерпели столь глубокое перевоплощение, что можно смело говорить о совершенно свежем и оригинальном характере музыки Сальери. Не потому ли Шуберт питал столь большой интерес к творчеству композитора?

    Число созданных Сальери сочинений огромно. Не было такой области музыки, которую Сальери обошел бы в своем творчестве: 45 опер, мессы, концерты для фортепиано с оркестром, симфонии, произведения камерной музыки оставил он в наследие потомкам. Почему же большинство из них ныне забыто? Почему имя композитора вошло в историю только благодаря легенде об отравлении Моцарта? Быть может, в этом повинны удивительное везение и успех, которые сопутствовали Сальери при жизни, а в глазах потомков, да еще на фоне печальной судьбы и нищеты Моцарта, превратились в несомненные доказательства "вины" Сальери?

    Что касается версии о Сальери-отравителе, то о ней не стоило бы и говорить. "Счастливец и известнейший композитор,- писал в замечательном биографическом исследовании о Моцарте Массимо Мила,- Сальери не имел даже самого отдаленного намерения завидовать такому несчастному бедняку, каким был Моцарт ".

    Нет, только воображение поэтов и писателей могло создать легенду о композиторе-убийце. Уж очень привлекательным для них был сюжет такой фантастической истории. Самым гениальным произведением, написанным на основе легенды, была трагедия А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери". Но для великого русского поэта слухи о "преступлении" Сальери послужили только отправной точкой создании глубокой философской драмы, в которой он противопоставии "гений" "злодейству".

    Но было немало и других попыток рассказать о судьбе двух великих композиторов. Причем зачастую авторы прямо обвиняют Сальери в том, чего он никогда не совершал. Таких передержек полно в фильме "Амадей", авторы которого утверждают, будто успех Моцарта мог повредить карьере и престижу Сальери. На самом же деле опера итальянскогокомпозитора "Грот Трофония" была принята современниками гораздо лучше, чем "Свадьба Фигаро"  Моцарта. "Тарар" принес Сальери успех больший, чем "Дон Жуан " Моцарту. Кстати, эта опера была написана Сальери также на либретто Бомарше, и, следовательно, сцена в фильме, в которой рассказывается,  как Сальери с целью дискредитировать соперника якобы пытался настроить венский двор против "опасного якобинца" Бомарше, попросту грубый вымысел.

    Настало время покончить с легендой, порочащей память о Сальери. Жители Леньяго, родного города композитора, воздвигли памятник своему знаменитому земляку. И будем надеяться, что авторы картины "Амадей" не отважатся явиться к "преславной статуе" Сальери. Ведь случись такое, их неминуемо постигнет судьба Дон Жуана!

     






    = END =