Главная | Регистрация | Вход
...
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
СРОЧНО ! ВАЖНО ! [0]
ДОСТОЙНО ВНИМАНИЯ [0]
ЭТО ИНТЕРЕСНО МНЕ, МОЖЕТ И ВАМ? [0]
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 66
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    статистика посещений сайта
    SATOR.ucoz.ru




    Веселовский
    Письма темных людей

    НАЗАД
    СОДЕРЖАНИЕ
    ВПЕРЕД
    ФОТО

    Ю. Веселовский.

    http://www.brocgaus.ru/text/020/742.htm

    Письма темных людей (Epistolae obscurorum virorum) — знаменитый памфлет начала XVI в. Ни в одном сочинении не отразилась так ярко борьба между представителями гуманизма и обскурантизма, нигде не были так зло осмеяны невежество, самомнение и бездарность главных членов старой партии. Непосредственным поводом к написанию Письма темных людей послужила полемика между Рейхлином и Пфефферкорном из-за апокрифических еврейских книг, которые Пфефферкорн считал нужным истребить; затем борьба перешла на более общую почву. После ряда памфлетов, выпущенных тою и другою стороною ("Глазное зеркало", "Зажигательное стекло", "Триумф Капниона" и т. д.), появились, наконец, "Epistolae obscurorum virorum" — собрание вымышленных писем, будто бы написанных разными обскурантами и адресованных Ортуину Грацию, одному из главных противников гуманистического движения. Язык "Письма темных людей темных людей" — испорченный латинский с примесью немецких слов, т. е. именно такой, на каком зачастую писали тогда обскуранты. Стиль Письма темных людей — искусное подражание высокопарному и запутанному слогу большей части произведений старой партии. Вопросы, волнующие и затрудняющие "темных людей", сами по себе достаточно характерны; один желает, напр., узнать, как следует называть того, кто готовится получить степень доктора богословия (magister noster) — noster magistrandus или же magister nostrandus? Другой желает быть успокоенным насчет того, не совершил ли он тяжкого греха, съев в постный день яйцо, в котором уже находился зародыш цыпленка; третьего мучит воспоминание о том, как однажды он по ошибке отвесил на улице низкий поклон какому-то еврею в длиннополой одежде, приняв его издали за доктора богословия; четвертый пресерьезно разбирает вопрос о том, можно ли назвать какого-нибудь ученого членом десяти университетов, и приходит к заключению, что нет, потому что нельзя быть одновременно членом нескольких тел. Мнимые корреспонденты Ортуина, нападая на гуманистов, высказываются вообще против чрезмерной учености, например, против изучения греческого и еврейского языка. В тексте "vos estis sal terrae" (вы соль земли) они принимают estis за форму от глагола edere — есть; слово Капнион они считают еврейским; слово Mercurius они объясняют, как "mercatorum curius" (заботящийся о купцах), Маvors (Марс) разлагают на "mares" и "vorans" (пожирающий самцов); "magister", по их мнению, состоит из "magis" (больше) и "ter" (трижды), потому что магистр должен знать втрое больше, чем обыкновенные люди. Искусно затронуты в письмах вопросы об индульгенциях, о безнравственности католического духовенства, об отрицательных сторонах монашеских орденов и т. д.; местами авторы "Письма темных людей" явились в этом случае предшественниками Лютера и его сподвижников, и, несомненно, только по недоразумению реформатор отнесся к памфлету холодно, даже враждебно, как это видно из одного его письма (1517 г.). Заглавие "Письма темных людей темных людей" было навеяно сочинением Рейхлина "Epistolae clarorum virorum" (1514; во втором издании — "Illustrium"). "Письма темных людей темных людей" состоят из 2-х частей; 1-я появилась в 1515 г. и вместе с дополнением к ней, изданным несколько позже, заключает в себе 48 Письма темных людей; вторая (1517) состоит из 70 Письма темных людей (также вместе с дополнением). Третья часть "Письма темных людей темных людей", напечатанная в 1689 г., не связана органически с первыми двумя, составлена посторонним лицом и принадлежит к той же группе подделок или подражаний "Письма темных людей", как, напр., "Epistolae obscurorum virorum de concilio Vaticano", выпущенные в свет в нашем столетии (1872). Немало догадок возбуждал вопрос о том, кто был автором Письма темных людей По мнению Дав. Штрауса, подкрепленному вескими аргументами, главным составителем их был гуманист Крот Рубиан, а во второй части, более серьезной, отражающей местами реформационные идеи, чувствуется рука Ульриха фон-Гуттена. Вскоре после выхода в свет "Письма темных людей" авторство их приписывалось Рейхлину, потом Эразму и Гуттену; в разное время высказывались также предположения относительно участия в составлении Письма темных людей Германа фон Нуэнара, Эобана Гессе и нек. др. При самом появлении своем "Письма темных людей темных людей" ввели многих в заблуждение; кое-где люди старой партии, не разобрав иронии, сочли их произведением подлинных обскурантов и с радостью покупали книгу; скоро они поняли свою ошибку и увидали, как зло посмеялись над ними противники. Озлоблению обскурантов не было предела; желая отомстить анонимным авторам, они добились того, что папа издал приказание об истреблении экземпляров Письма темных людей, где бы они ни нашлись, и безусловно осудил их как еретическую и безнравственную книгу. Ортуин и его единомышленники пытались бороться с авторами "Письма темных людей темных людей" и литературным путем; с этою целью выпущены были "Сетования темных людей" ("Lamentationes obscurorum virorum, non prohibitae per sedem apostolicam, Ortuino Gratio auctore", 1518). Это была попытка выставить "темными людьми" самих гуманистов, оплакивающих будто бы неудачный исход предпринятой ими полемики. Но ни это ответное произведение, довольно бездарное, ни стеснительные меры против "Письма темных людей темных людей" не могли помешать крупному их успеху; в короткое время они были изданы несколько раз и породили множество подражаний. И теперь "Письма темных людей темных людей" производят впечатление смелого, остроумного памфлета, многие страницы которого могут быть прочитаны с большим удовольствием. Неприятно поражает местами грубоватый, цинический тон, прорывающийся иногда в "Письма темных людей темных людей" — напр., в намеках на интимные отношения Ортуина к жене Пфефферкорна. Историческое значение "Письма темных людей" было весьма велико; в истории борьбы между истинным просвещением, независимыми взглядами, широким кругозором — с одной стороны, и педантизмом, нетерпимостью и умственною ограниченностью — с другой, "Письма темных людей темных людей" занимают видное и почетное место. Ср. Дав. Штраус, "Ульрих фон Гуттен" (русский перевод под ред. Э. Радлова, СПб., 1896); H. Puntz, "Ulrich von Hutten" (Лпц., 1876); Reichenbach. "Ulr. v. Hutten" (Лпц., 1877); Ludwig Geiger, "Reuchlin"; C. Krause, "H. Eobanus Hessus"; H. Ulmann, "Franz v. Sickingen"; Kampschulte, "De Crolo Rubiano" (Бонн, 1862); его же, "Die Universit ät Erfurt in ihrem Verhältni sse zu Humanismus u. Reformation"; А. Кирпичников, "Письма темных людей темных людей" (статья в "Ж. M. H. Пр.", 1869, CXLIII); Hagen, "Deutschland's litterarische und religi öse Verhä ltnisse im Reformationszeitalter" (Эрланген, 1841—44). Из изданий "Письма темных людей темных людей" лучшее — Воcking'a (Лпц., 1864), в дополнительном томе собрания сочинений Ульр. ф. Гуттена.

    ПРИМЕЧАНИЯ
    НАЗАД
    СОДЕРЖАНИЕ
    ВПЕРЕД

    777777777777777777777777777