Главная | Регистрация | Вход
...
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
СРОЧНО ! ВАЖНО ! [0]
ДОСТОЙНО ВНИМАНИЯ [0]
ЭТО ИНТЕРЕСНО МНЕ, МОЖЕТ И ВАМ? [0]
Поиск
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Наш опрос
Если бы Вы решали судьбу Николая 2
Всего ответов: 71
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    статистика посещений сайта
    ЧУДИНА-ЭТТЕР.Ю.Ю.
    Тренировка памяти
    М.АСТ.2004, 285с
    Глава V


    ПАМЯТЬ ДУХА,
    ИЛИ КАК СТАТЬ УМНЫМ


    ЛОГИЧЕСКАЯ МОЗАИКА

    Ты Дерево, Животное, или Минерал?
    Льюис Кэрролл. Алиса в Зазеркалье

    В повседневной жизни скрупулезное, точное воспроизведение материала играет скорее отрицательную, чем положительную роль. Обычно мы запоминаем не для того, чтобы в дальнейшем повторить дословно. Для нас новое — вспомогательный материал, дающий нам возможность справиться с какой-либо конкретной задачей. Иными словами, воспроизведение не является самоцелью.

    Это утверждение как нельзя более точно отражает сущность смысловой (вербально-логической) памяти — памяти духа. Важно не столько запомнить «Правило на странице 295 в правом верхнем углу», сколько соотнести данное конкретное утверждение с десятком подобных, найти и понять смысловые, логические связи и закономерности.

    Вам наверняка приходилось хоть раз собирать рисунок из фрагментов (puzzle — пазл). Порой это трудная задача: 60 (120,300, 720) элементов, которые нужно собрать в определенном порядке, стык в стык. Чем больше элементов, тем сложнее задача. Если же нет образца, тогда — хоть плачь. Лежит груда цветного картона, нарезанного фигурными кусочками. И вот шаг за шагом вы пытаетесь привести этот несусветный хаос в порядок, сложить красивую картинку. Чем больше сделано, чем понятнее конструируемое изображение, тем легче двигаться дальше.

    Новое знание — это тот же элемент общей мозаики. Само по себе оно может быть и непонятным, и неполным, и фрагментарным. Но стоит в дожить.этот странный кусочек в нужную ячейку, как все в картине становится на свои места. На рисунке это можно изобразить так.

    /EDUCATION/CHUDINA/RIS_23_PAZL.gif

    Однажды на уроке географии в 5-м классе студента-практиканта угораздило спросить у девятилетних школьников:
        — А скажите, ребята, если прокопать глубокий-глубокий туннель вглубь земли. Глубиной в несколько километров. Где температура будет выше — на поверхности земли или на дне туннеля?
         Дети озадаченно замолчали. Стало тихо-тихо. Кто-то ковыряет парту, кто-то рассматривает обои. Пара лопоухих голов повернулась к учительнице. Тогда учительница решила «спасти» ситуацию:
         Повернувшись к школьникам, она спросила:
          — Дети, каково внутреннее строение Земли? Тут же поднялся лес рук и очередной лоботряс
    затараторил:
          — Земля имеет форму шара. Внутри Земля пребывает в раскаленном состоянии. Температура внутри ядра достигает столько-то градусов по шкале Цельсия...

    Школьная практика полна таких казусов. Но ребят понять можно. Они только начинают складывать мозаику знаний, даже не имея перед собой образца. Конечно, им легче зазубрить, чем подумать и понять. Только беда в том, что:


    Механически заученное забывается быстро,
    а осознанное остается навсегда.

    Вы вряд ли вспомните порядковый номер углерода (С), его место в таблице Менделеева и его атомную массу. А ведь учили... Однако, научившись, к примеру, читать, мы уже не забудем этот навык.

    Если мы заучим, не вдумываясь, формулу v = S/t, мы ее скоро забудем, как забываем ненужные формулы из курса физики. Но стоит один раз запомнить, что скорость (v) измеряется в км/ч, мы легко вспоминаем, что это путь S (км), деленный на время Ъ (ч).

    Как определить, развита ли у вас логическая память? Очень просто. Если вы не делаете пунктуационных ошибок в сложных предложениях, если вас не пугают слова «потому что», «так как», «если» — то у вас развиты логическое мышление и логическая память. Поэтому вы легко можете анализировать и синтезировать информацию, отделять «зерна от плевел», выделять главное и отделять его от второстепенного. По-видимому, вы не относитесь к людям, для которых легче заучить, чем понять.

    В любом случае, развивать логическую память полезно и нужно: как с помощью разного рода задач, так и на практическом материале, с которым вы сталкиваетесь в повседневной жизни.


    МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ


    Вот перечень основных мыслительных операций:

    Анализ — мысленное деление предметов и явлений на составляющие.

    Синтез — мысленное объединение составляющих в единое целое; цельность и целостность.

    Сравнение — сопоставление объектов и явлений, поиск похожих и отличающихся черт.

    Абстрагирование — выделение одних признаков, предпочтение каких-либо признаков и абстрагирование (отрешение) от еще каких-либо признаков.

    Обобщение («это — фрукты») — объединение предметов и явлений на основании объединяющих их признаков.

    Рассмотрим эти мыслительные операции на простом примере.

    Когда мы смотрим на яблоко с точки зрения его составных частей, мы занимаемся анализом. Например, мы осознаем:

    1)это — нечто красного цвета;

    2)это имеет форму, близкую к круглой;

    3)червивое;

    4) примятое с одного бока;

    5)с поломанным черенком и т. д.

    Если эти признаки мы объединяем в одно целое, происходит синтез:

    Черенок + червивый плод + дырявый листок + (...)

    Сравнение — это сопоставление чего-либо и поиск похожих и отличающихся черт. Мы сравниваем конкретное яблоко с другими яблоками и узнаем, что яблоки бывают зелеными, желтыми, красными, с черенками и без, более вытянутые по форме и наоборот, слегка приплюснутые. Кроме того, мы можем сравнить яблоко с грушей, абрикосом, сливой, айвой и т. п.

    Когда этот этап пройден, становится возможным абстрагирование. Мы можем выделить наиболее существенные признаки и отвлечься от второстепенных: плод крупной формы, красного, желтого или зеленого цветов (в зависимости от сорта). Червивость, наличие или отсутствие черенка в данном случае — не существенные признаки.

    Обобщение — это объединение предметов и явлений на основании их существенных признаков. После того как мы сравнили яблоки, груши, абрикосы, сливы и т. д., опираясь на наиболее существенные признаки, мы можем заключить — это фрукты. Произошло обобщение полученных знаний.

    Рисунок 24 позволяет наглядно представить сущность мыслительных операций.

    Существует несколько методов, улучшающих логическую память, которые мы и рассмотрим далее.


    МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ
    /EDUCATION/CHUDINA/RIS_24_Analiz.gif
    Анализ
    /EDUCATION/CHUDINA/RIS_24_Sintez.gif
    Синтез
    /EDUCATION/CHUDINA/RIS_24_Sravnenie.gif
    Сравнение
    /EDUCATION/CHUDINA/RIS_24_Abstragirovanie.gif
    Абстрагирование
    /EDUCATION/CHUDINA/RIS_24_Obobshenie.gif
    Обобщение



    МЕТОД КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ

    Длинные слова меня только расстраивают.

    А. Милн. Винни-Пух и все-все-все

    Уже довольно давно было сочинено стихотворение, целиком написанное по методу ключевых слов. Для понимания сути этого метода вам достаточно прочесть это стихотворение, чтобы понять, что в небольшом по объему высказывании, содержащем много ключевых слов, может содержаться даже описание всей жизни человека.


    ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
    Мама, сказка, каша, кошка,
    Книжка, яркая обложка,
    Буратино, Карабас,
    Ранец, школа, первый класс,
    Грязь в тетради,тройка, двойка,
    Папа, крик, головомойка,
    Лето, труд, колхоз, солома,
    Осень, сбор металлолома,
    Пушкин, Гоголь, Дарвин, Ом,
    Ганнибал, Наполеон,
    Менделеев, Герострат,
    Бал прощальный, аттестат,
    Институт, экзамен, нервы,
    Конкурс, лекция, курс первый,
    Тренировки, семинары,
    Песни, танцы, тары-бары,
    Прочность знаний, чет-нечет,
    Радость, сессия, зачет,
    Целина, жара, работа,
    Волейбол, газеты, фото,
    Общежитье, взятка, мизер,
    Радиола, телевизор,
    Карандаш, лопата, лом,
    Пятый курс, проект, диплом,
    Отпуск, море, пароход,
    По Кавказу турпоход,
    Кульман, шеф, конец квартала,
    Цех, участок, план по валу,
    ЖСК, гараж, квартира,
    Теща, юмор и сатира,
    Детский сад, велосипед,
    Шашки, шахматы, сосед,
    Шашлыки, рыбалка, лодка,
    Раки, пиво, вобла, водка,
    Сердце, печень, лишний вес,
    Возраст, пенсия, собес,
    Юбилей, банкет, награда,
    Речи, памятник, ограда.

            Олег Молотков


    За каждым словом в этом стихотворении стоит целая ситуация, вполне узнаваемая читателем. Это пример того, как одно слово способно выразить собой столько, сколько подчас не может выразить и целое предложение.

    Чтобы новая информация надолго осталась в памяти,
    ее необходимо перекодировать,
    то есть придать краткую и экономную форму.

    Метод ключевых слов как нельзя более подходит для подобной обработки изучаемого материала.

    Посмотрим теперь на то, как можно при запоминании пользоваться этим экономным способом на конкретном примере. Перед нами текст:



    ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ
    Русские земли объединились вокруг Москвы. Почему эта небольшая; пограничная крепость Владимирского княжества стала центром Российского государства?

    Прежде всего возвышению Москвы способствовало ее географическое положение. Отгороженная от Золотой Орды Рязанским и Нижегородским княжествами, окруженная густыми лесами, Московская земля была сравнительно тихим местом. Сюда редко приходили отряды татарских всадников. От набегов немцев, шведов и литовцев Москву защищали Новгород, Псков и Смоленское княжество.

    Поэтому русские люди, уходя от восточных и западных преследователей, охотно селились в Москве и подмосковных селах.

    Москва находилась на перекрестке торговых путей. По Москве-реке на судах плыли новгородские купцы — к Волге и далее на Восток. Мимо Москвы проезжали купцы с севера на юг, в Крым. С юга в Москву приезжали греческие и итальянские купцы. Торговые люди останавливались в Москве, обменивались товарами. Москва, становясь важным торговым центром, росла и богатела.


    Попробуйте сами найти наиболее значительные слова в историческом отрывке. Выделите только главные и действительно ключевые слова. Их должно быть немного.

    Предварительно можно выделить слова: Владимирское княжество — граница — небольшая крепость — тихое место — перекресток торговый путей — центр Российского государства — объединение земель.

    Обоснуем выбор:
    Мы отбрасываем слово русские и сочетание русские земли, так как понимаем, что не об английских землях идет речь. Далее мы видим, что земли объединились вокруг Москвы, то есть Москва взяла на себя функцию объединения земель. Затем Москва стала центром будущего Российского государства. Поэтому это конечный пункт в нашей цепочке ключевых слов. Что же станет первым звеном?

    Вернемся к тексту. Вначале Москва — небольшая крепость на границе Владимирского княжества.

    Каждое выделенное слово по-своему значимо. Владимирское княжество — это адрес, граница — местоположение. То, что Москва — крепость, говорит о том, что она способна защитить своих жителей и гостей. Слово небольшая может указывать на то, что крупные города (Киев, Новгород, Владимир) не воспринимали Москву как серьезного конкурента.

    Из всего следующего абзаца выбираем словосочетание тихое место, подразумевая и удачное географическое положение, и защищенность от внешних врагов.

    Наконец, из последнего абзаца мы особенно обратим внимание на слова перекресток торговых путей. Очень важно, что Москва находится именно на перекрестке, а не просто по пути следования торгового каравана. Иначе бы она видела только одних и тех же купцов, не могла способствовать обмену товарами и, следовательно, не богатела бы и не смогла бы возвыситься в дальнейшем. Теперь все нити в наших руках: не будь Москва тихим местом и крепостью, не обеспечь она безопасность своих гостей, — не стала бы торговым центром, не разбогатела бы, не смогла бы задобрить ордынского хана и начать скупать вокруг себя земли.

    Таким образом, мы сжали текст до нескольких слов:

    Москва:         граница (неприметность)
    Владимирское княжество
    тихое место (безопасность)
    перекресток торговых путей
    торговый центр (экономическая причина возвышения)
    объединение земель;
    центр Российского государства.




    ПРЕДВИДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА

    Развитый человек от неразвитого отличается
    не столько количеством сведений,
    сколько верными представлениями соотношений,
    связей, существующих между известными фактами

    В.П. Вахтеров


    Установлению логических и смысловых связей между известными нам фактами помогают синтез, абстрагирование и обобщение.

    В предыдущем рассказе мы остановились на том, что Москва «богатела».

    Но будь Москва только торговым центром — этого было бы недостаточно, чтобы стать столицей. Естественно предположить, что этот город обладал еще какими-то достоинствами. Обычно столица является политическим и, часто, религиозным центром.

    Проследим по источникам. Что полезно отметить:

    1)  Никто из великих князей не воспринимал до поры до времени Москву как серьезного конкурента в борьбе за власть.

    2) В 1263 г. Москва получила самостоятельность, княжил тогда Даниил — младший сын Александра Невского.

    3) В ходе военных походов, по наследству и в результате хитрых сделок, связанных с куплей-продажей, следующие князья существенно расширили территорию Московского княжества, присоединив новые земли.

    4) Хитроумная тайная политика Ивана Калиты:

    а) скупка земель у мелких князей;

    б) задаривание золотоордынского хана: дорогие подарки, умелое лавирование в «мутных водах» политики, использование власти хана в своих интересах.

    В результате Ивану Калите пожаловано звание великого князя всея Руси.

    Москва стала политическим центром.

    5) На Ивана Калиту, теперь князя всея Руси, возложена обязанность собирать дань со всех княжеств. Теперь все князья косвенно зависели от Москвы. А это уже подобие экономической и военной власти.

    6) Русь на этот момент — православное государство с религиозным центром во Владимире. Хитрый Калита «подружился» с митрополитом Петром — главой русского духовенства, живущим тогда во Владимире. Калита построил для него Успенский собор, большой дом (правильней сказать — хоромы). Грешна природа человека, и Петр окончательно переселился в Москву. Так, Москва стала и религиозным центром Российского государства.



    Схема 8а

    Самостоятельность
     
    МОСКВА
     
    Торговый центр
    Крепость


    Богатство, роскошь
    Географическое положение


    Политический центр
    Перекресток торговых путей


    Религиозный центр





    Новая информация — это не еще одна вещь, брошенная в битком набитый мешок. Она включается в общую систему представлений, что можно представить на схемах.

    Предвидение результатов — еще один шаг к хорошей памяти.

    Заметьте, между новыми и старыми открылись новые связи, добавились новые элементы.



    Схема 86. Структура знаний о каком-либо предмете
    /EDUCATION/CHUDINA/SCH_8b.gif

    Схема 8в. Включение новой информации в структуру уже существующей информации
    /EDUCATION/CHUDINA/SCH_8v.gif

    Именно этот процесс происходит, когда мы хлопаем себя по лбу и восклицаем: «Вот оно — решение! Как это я раньше не замечал!». Все изменяется и встает на свои места. Найдено недостающее звено. Последний элемент нашел свое место в общей мозаике, и теперь мы можем наслаждаться совершенством картины.


    ПОЛЕЗНАЯ КРИТИЧНОСТЬ

    Предположим, существует некий факт:

    В 862 г. на княжение в Новгороде были призваны варяжские князья Рюрик, Синоус и Трувор.

    Обычно делают следующие выводы:

    1. Князей было трое.
    2. Именно они создали древнерусское государство, а до норманнов «неотесанные славяне» вообще не имели никакой власти.
    3. С приходом Рюрика началось засилье варягов.

    Все три вывода слишком поспешны.
    Во-первых, Синоус и Трувор наверняка вымышленные лица, ошибка летописца: в древнешведском языке слова «сине хус трувор» означают «с домом и дружиной». То есть, объективности ради, придется признать, что Рюрик был один.
    Во-вторых, «они» были «приглашены на княжение». Но, чтобы «приглашать на княжение» кого-либо, славяне должны были уже иметь эту форму власти и уж наверняка не быть «неотесанными мужланами».
    В-третьих, варяги составляли очень незначительную часть знати, что доказали археологические раскопки.

    Кроме всего прочего, неплохо бы помнить, что дата 862 г. — условна. Это результат самостоятельных исчислений летописцев, погодовые записи тогда еще не велись.

    Можно спорить о божественном или природном происхождении человека. Но отношение к вопросу о происхождении человека разумного, как и тысячу лет назад, — вопрос личной веры.

    Так же можно относиться к происхождению Вселенной и зарождению на Земле жизни. Есть вероятность самопроизвольного зарождения жизни, но она очень мала. Но все-таки есть. Тем более что мы судим с точки зрения уровня своих знаний, и как знать, что новенького мы узнаем завтра. Может быть, отпадет сама потребность делить все на материальное и духовное, случайное и закономерное и т. д.

    В любом случае существует много реалий, которые мы не можем объяснить с точки зрения известных нам фактов, однако это не значит, что этих реалий не существует. С другой стороны, пока эти реалии не объяснены с помощью научной методологии и закономерности их существования не описаны или не доказаны научно, то утверждать об их существовании или законах их существования следует с осторожностью.

    Таких «спорных» моментов наберется бесчисленное множество в любой отрасли знания. Мы не знаем, что такое электричество по своей сути, но с успехом им пользуемся...

    В любом случае для достижения истины просто необходимо спорить и выдвигать гипотезы.

    Гипотезы,
    предположения,
    догадки
    улучшают усвоение материала.

    Другой вопрос в том, что гипотез, точек зрения, позиций много, а объективная реальность существует независимо от них. И познать ее — одна из задач человека разумного на Земле.





    ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД

    Странный обитатель дома № 221-В на Бейкер стрит, созданный воображением Артура Конан Дойла, получил мировую известность и славу. Шерлок Холмс — едва ли ни единственный персонаж мировой литературы, главное занятие которого — мышление, логика. Каждый рассказ о приключениях сыщика— не жуткая история «со стрелялками». Стрельбы как таковой вообще нет. Главный действующий герой — аналитический мозг сыщика. В каждом рассказе мыслительная работы Холмса демонстрируется как его основной подвиг. Нам то и дело показывают сам процесс мышления: «что», «как», «почему» и «что из этого следует».

    — Я похож на математика, — говорит Холмс. — Меня занимает одно: правильное решение трудной задачи...

    Он кажется воплощением логики, схемой, а не человеком. И при этом он человек во всех своих привычках. Действительно, встречаются люди с подобным складом ума, правда, не очень часто. Мы говорим «Шерлок Холмс» и вспоминаем актера Ливанова в этой замечательной роли. Наш Холмс — Ливанов — лучше английского. Это утверждение не из чувства патриотизма, а по вполне объективным причинам: существует достаточно прочная связь между психотипом и конституцией человека. Худощавый, невысокий Ливанов как нельзя больше подходит на роль логически мыслящего сыщика.

    Шерлок Холмс — это целая эпоха. До сих пор на Бейкер стрит приходят письма с трогательной припиской: Шерлоку Холмсу. Однако мало кто знает, что у знаменитого сыщика был реальный прототип — профессор медицинского факультета Эдинбургского университета, в котором учился Конан Дойл, — Джозеф Белл. Профессор поражал своих студентов тем, что мог не только безошибочно поставить диагноз без предварительных исследований, но и назвать род занятий, увлечения и т. п. пациента, которого видел в первый раз. Вспомните, как анализирует в «Собаке Баскервиллей» палку доктора Мортимера Шерлок Холмс. Он приходит к выводу, что доктор Мортимер — молодой человек, никак не старше 30 лет, любезный, рассеянный, скромный и что у него есть собака, которая «несколько больше терьера». Мы видим, как Холмс шаг за шагом объясняет свои догадки, и нам уже не кажутся его выводы чудом. Именно такой способностью обладал Джозеф Белл. Недаром его иногда приглашали для распутывания сложных дел. Сам Конан Дойл считал себя только учеником Белла и являл собой полную противоположность своему герою: широколицый, плечистый здоровяк огромного роста, с небольшими глазами и обвислыми «моржовыми» усами, которые придавали ему добродушно-свирепый вид. Было в нем что-то наивное, совершенно нестоличное, очень уютное, домашнее...

    Метод, которым пользовался знаменитый сыщик, — метод дедукции, или метод исключения. Глубокий анализ всех деталей, относящихся к исследуемому вопросу, и исключение деталей, которые не могли помочь в решении задачи. Это метод последовательных умозаключений, позволяющий выстроить строго выверенную систему доказательств и отыскать истинные причины события. Шерлок взвешивает все доказательства, сопоставляет их, подвергая их самой строгой проверке, устанавливает, какие пункты существенно важны, а какие — не имеют значения.


    Посмотрите, как начинается рассказ «Пляшущие человечки»:

    В течение многих часов Шерлок Холмс сидел согнувшись над стеклянной пробиркой, в которой варилось что-то на редкость вонючее. Голова его была опущена на грудь, и он казался мне похожим на странную тощую птицу с тусклыми серыми перьями и черным хохолком.

    — Итак, Ватсон,— сказал он внезапно,— вы не собираетесь вкладывать свои сбережения в южноафриканские ценные бумаги?

    Я вздрогнул от удивления. Как ни привык я к необычайным способностям Холмса, это внезапное вторжение в самые тайные мои мысли было совершенно необъяснимым.

    — Как, черт возьми, вы об этом узнали? — спросил я.

    Он повернулся на стуле, держа в руке дымящуюся пробирку, и его глубоко сидящие глаза радостно заблистали.

    — Признайтесь, Ватсон, что вы совершенно сбиты с толку,— сказал он.

    — Признаюсь.

    — Мне следовало бы заставит вас написать об этом на листочке бумаги и подписаться.

    — Почему?

    — Потому что через пять минут вы скажете, что все это необычайно просто.

    — Уверен, что этого я никогда не скажу.

    — Видите ли, дорогой мой Ватсон... — Он укрепил пробирку на штативе и принялся читать мне лекцию с видом профессора, обращающегося к аудитории. — Не так уж трудно построить серию выводов, в которой каждый последующий простейшим образом вытекает из предыдущего. Если после этого удалить все средние звенья и сообщить слушателю только первое звено и последнее, они произведут ошеломляющее, хотя и ложное впечатление. После того как я заметил впадинку между большим и указательным пальцами вашей левой руки, мне было вовсе нетрудно заключить, что вы не собираетесь вкладывать свой небольшой капитал в золотые россыпи.

    — Но я не вижу никакой связи между этими двумя обстоятельствами!

    — Охотно верю. Однако я вам в несколько минут докажу, что такая связь существует. Вот опущенные звенья этой простейшей цепи: во-первых, когда вчера вечером мы вернулись из клуба, впадинка между указательным и большим пальцами на вашей левой руке была выпачкана мелом; во-вторых, всякий раз, когда вы играете на бильярде, вы натираете эту впадинку мелом, чтобы кий лучше скользил у вас в руке; в-третьих, вы играете на бильярде только с Сэрстоном; в-четвертых, месяц назад вы мне сказали, что Сэрстон предложил вам приобрести совместно с ним южноафриканские ценные бумаги, которые поступят в продажу через месяц; в-пятых, ваша чековая книжка заперта в ящике моего письменного стола, и вы не попросили у меня ключа; в-шестых, вы не собираетесь вкладывать свои деньги в южноафриканские бумаги.

    — До чего просто! — воскликнул я.

    Мышление Шерлока Холмса тесно связано с другой его необыкновенной способностью — внимательно и зорко подмечать в окружающем мире такие явления, мимо которых мы обычно проходим не замечая. Его наблюдательность кажется почти сверхъестественной — он выработал ее в себе долгими годами тренировки. Наблюдательность, как всякую другую способность ума, можно изощрять и совершенствовать.

    ... ДАЛЕЕ : ЭТАПЫ ЗАПОМИНАНИЯ