Главная | Регистрация | Вход
...
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
СРОЧНО ! ВАЖНО ! [0]
ДОСТОЙНО ВНИМАНИЯ [0]
ЭТО ИНТЕРЕСНО МНЕ, МОЖЕТ И ВАМ? [0]
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 66
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    статистика посещений сайта
    Радуйтесь, Я пришел ! SATOR.ucoz.ru
    АДРЕС
    ДАТА РЕДАКЦИИ 2013.12.16

    АРХИВ РУCCКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
    Род Вождя
    МИХАИЛ ШТЕЙН
    Статья и генеалогическая схема опубликованы в газете
    ленинградских писателей "Литератор" (1990, N38) под
    заголовком "Генеалогия рода Ульяновых"

    Билет по истории
    Взяться за перо меня заставило интервью Ольги Дмитриевны Ульяновой "И вновь о Ленине...", опубликованное в "Аргументах и фактак" (N16, 1990 г.), где затронут вопрос о происхождении рода Ульяновых. Некоторые положения этого интервью требуют весьма существенных дополнений и уточнений. И прежде всего, необходимо вспомнить в этой связи известный труд М.С.Шагинян "Семья Ульяновых" (часть 1, "Рождение сына").

    В тридцатые годы, собирая материалы для своей книги. М.С.Шагинян много времени провела в исторических архивах Пензы, Ульяновска и Астрахани. По ее мнению, в астраханском архиве хранились некоторые документы Калмыцкой автономной республики. Они, пишет М.С.Шагинян в своем очерке "Как я работала над "Семьей Ульяновых", "открывались работниками прямо при мне. К сожалению, этот архив, видимо, сильно пострадал во время Отечественной войны и после нее, так что многие документы, виденные, переписанные и переснятые мной в тридцатых годах, утеряны. Во всяком случае, новые работники архива запрашивали меня недавно о фотографиях могильного памятника брата Ильи Николаевича, Василия Николаевича, и его отца". Полагаю, что в соответствии с действующей (не знаю, право, с какого года) инструкцией эти документы могли попасть в ЦПА ИМЛ при ЦК КПСС как имеющие отношение к В. И. Ленину. При этом в описи архивного дела ставится штампик "выбыло" без указания куда и когда. Так что читающий опись может подумать, что дело исчезло бесследно. С такими вещами мне приходилось сталкиваться самому.

    Свою работу, как вспоминает М.С.Шагинян, она писала в тесном контакте с Надеждой Константиновной Крупской и Дмитрием Ильичом Ульяновым. "Оба они были моими консультантами и рецензентами, а Дмитрий Ильич по выходе книги моей из печати даже подарил мне в Горках свою рукопись воспоминаний о детстве Ленина.

    Когда я закончила первую часть работы вчерне, она была послана мною на отзыв Надежде Константиновне.  Отзыв ее и предложенные ею поправки стали для меня компасом в моей работе и определили ее судьбу".

    Дорого обошлось М.С.Шагинян написание первой части "Семьи Ульяновых", носившей в 1938 году название "Билет по истории". Пострадала за доброжелательные советы и положительный отзыв на нее и Надежда Константиновна Крупская. По инициативе И. В. Сталина Политбюро ЦК ВКП(б) 5 августа 1938 года принимает постановление " романе Мариэтты Шагинян "Билет по истории", часть 1 "Семья Ульяновых". В результате, роман М.С.Шагинян надолго исчезает из поля зрения читателей. Постановление осудило и "поведение Крупской, которая, получив рукопись романа Шагинян, не только не воспрепятствовала появлению романа в свет, но, наоборот, всячески поощряла Шагинян по различным сторонам жизни Ульяновых и тем самым несла полную ответственность за эту книжку". Далее в постановлении ЦК ВКП(6) говорилось: "Считать поведение Крупской тем более недопустимым и бестактным, что т. Крупская сделала все это без ведома и согласия ЦК ВКП(б), за спиной ЦК ВКП(б), превращая тем самым общепринятое дело составления произведений о Ленине в частное и семейное дело и выступая в роли монополиста и истолкователя общественной и личной жизни и работы Ленина и его семьи, на что ЦК никому и никогда никаких прав не давал".

    Что же вызвало такой гнев И. В. Сталина? Его вызвало опубликование сведений о том, что в жилах В. И. Ленина течет калмыцкая кровь. Добавим, что дед Ленина А. Д. Бланк в этом издании "Билета по истории" указан как малоросс. В 1957 году в новом варианте "Семьи Ульяновых" М.С.Шагинян опускает упоминание о национальности А.Д.Бланка, вновь глухо вернувшись к этому вопросу в издании "Семьи Ульяновых" 1969 года.

    Как рассказывала автору этих строк М.С.Шагинян, Н. К. Крупская, которая тяжело переживала несправедливые обвинения постановления, в свою очередь ее успокаивала. Только 11 октября 1956 года ЦК КПСС своим постановлением "О порядке изданий произведений о В. И. Ленине" отменил постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 августа 1938 гола "как ошибочное и в корне неправильное".
    Астраханские предки
    В произеедениях М.С.Шагинян достаточно полно и объективно дана генеалогия рода В. И. Ленина. Рассказано, что бабушка В.И.Ленина с отцовской стороны Анна Алексеевна Смирнова "вышла из уважаемого калмыцкого рода". К сожалению, подробностей о происхождении Анны Алексеевны Смирновой, в замужестве Ульяновой, ни в романе М.С.Шагинян, ни в работах Ж.А.Трофимова.  ни, наконец, в книге А.С.Маркова "Ульяновы в Астрахани", где весьма детально описано происхождение ее супруга Николам Васильевича Ульянова (Ульянина, Ульянинова) на основе материалов, выявленных в 60-е годы, нет.

    Вывод о том, что Николай Васильевич Ульянов, видимо, также имеет в своих жилах калмыцкую кровь, можно сделать на основании документов, приведенных М. С. Шагинян в очерке "Предки Ленина (Наброски к биографии) ".  Там она полностью дает текст приказа N698 от 21 апреля 1825 года, хранящегося в Астраханском историческом архиве. В этом приказе имеются следующие строки: "Отчужденную от рабства, проживавшую у астраханского купца Михайлы Моисеева дворовую девку Александру Ульянову причислить по ее желанию в астраханское мещанство..." Спустя месяц, 14 мая 1825 года, в другом приказе N902 говорится о том, что указом Астраханского губернского правления принято решение "причисленную в здешнее мещанство дворовую девку Александру Ульянову" отдать старосте Смирнову...

    Рассматривая оба эти приказа, М. С. Шагинян пишет, что интереснейшее явление "рабства", существовавшее в России до 8 октября 1825 года, распространялось на малолетних детей калмыков и киргизов, которые могли быть проданы в рабство своими родителями купцам. "Рабство ограничивалось тем, что достигший двадцатилетнего возраста "отчуждался от рабства". Александра Ульянова стала свободной от рабства в марте 1825 года, то есть за семь месяцев до вступления в действие закона. И свободной она стала благодаря ходатайству о ее преждевременном освобождении Алексея Смирнова. "Трудно предположить, - пишет далее М.С.Шагинян, - что Александра Ульянова и Николай Васильевич Ульянов, не только однофамильцы, но и одинаково тесно связанные с семьей старостн Алексея Смирнова, - были чужими людьми друг другу". И далее: "В Астрахани коренных русских фамилий было мало. Очень многие произошли в ней от пришельцев, от крещеных калмыков и татар и откупивших себя на волю оброчных крестьян". Так что мы видим - происхождение отца Ленина Ильи Николаевича Ульянова уходит корнями в калмыцкий народ. Если бы это было не так, то М.С.Шагинян внесла бы поправки в текст книги "Рождение сына" и очерк "Предки Ленина", как она это сделала, когда изменения коснулись деда В. И. Ленина с материнской стороны, Александра Дмитриевича Бланка. Но об этом позже.
    Шведская ветвь
    В интервью "АиФ" есть фраза, что Мария Алекcандровна "тоже русская, хотя бытует мнение о шведской ветви. Однако документально это не подтверждено" Так ли это на самом деле? Как раз эта линия разработана в третьей главе "Воспоминания одного детства" части 1 "Рождение сына" романа "Семья Ульяновых" достаточно подробно и очень убедительно. Пользовалась же М. С. Шагинян при написании этой главы записками старшей сестры Марии Александровны Ульяновой Анны Александровны Веретенниковой, которая хорошо знала историю своих шведско-немецких предков. Именно благодаря роману М. С. Шагинян мне удалось установить местонахождение домов, в которых жили предки В. И. Ленина с материнской стороны в Петербурге и принадлежавшие им.

    К сожалению, записки А. А. Веретенниковой, которыми широко пользовалась при написании "Семьи Ульяновых" М. С. Шагинян, до сих пор не опубликованы и хранятся в сейфах ЦПА ИМЛ при ЦК КПСС. Однако, рассказывая о шведских предках В. И. Ленина, вероятно, сегодня можно обойтись и без публикации записок А. А. Веретенниковой. Дело в том, что шведские исследователи жизни В. И. Ленина провели большую работу по установлению генеалогии его рода, так как он - потомок шведов, выехавших в Россию. В 1970 году в Швеции вышла книга Уно Виллерса "Ленин в Стокгольме" на русском и шведском языках. Именно в этой кннге дана генеалогия шведской ветви рода В. И. Ленина. Отмечу вместе с тем, что Уно Виллерс при составлении таблицы допустил некоторые неточности. Поэтому внесем поправки, опираясь на печатные и архивные источники.

    В первом томе С-Петербургского некрополя указано. что Анна Беатта Гросшопф (прабабушка В.И.Ленина) родилась 19 февраля 1773 года, а умерла 23 февраля 1847 года.  Уно Виллерс дату ее рождения не указывает. Похоронена Анна Беатта Гросшопф, или, как ее все звали, Анна Карловна, на Смоленском Евангелическом кладбище. Ее могила, как и могилы других родственников - предков В. И. Ленина, не сохранилась. Уннчтожены после революции. Мои попытки найти их в 1965 году не увенчались успехом. Юган Готтлиб Гросшопф (прадед В. И. Ленина) - это не кто иной, как Иван (или Иоган) Федорович Гросшопф, умерший в 1820-е годы. Долгое время он работал консулентом Государственной Юстиц-коллегии Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел. Уно Виллерс пишет, что й. Ф. Гросшопф - купец. Но это неверно.  В ЦГИА СССР имеется его послужной список, из которого видно, что он происходит "из иностранных купеческих детей". Это же личное дело гласит, что И. Ф. Гросшопф "в службу вступил в должность публичного нотариуса в Государственную Юстиц-коллегию Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел" 24 июля 1795 года и всю свою жизнь, как мы знаем из архивных источников, прослужил в этом учреждении, дослужившись до консулента.  К своим служебным обязанностям он относился добросовестно, и поэтому на вопрос: "К продолжению статской службы способен ли? К повышению чина достоин или нет?" - следовал категорический ответ, подписанный Президентом Юстиц-коллегии бароном Андреем Корфом, отцом однокашника А. С. Пушкина по лицею, Модеста Корфа: "Способен и достоин". Из этого же послужного списка видно, что на момемт его заполнения (вероятно,1806 год) в семье И. Ф. Гросшопфа было восемь детей. По национальности, как пишет М. С. Шагинян в своем романе "Семья Ульянових", И. Ф. Гросшопф был немцем. К сожалению, его генеалогия не разработана, поэтому сегодня трудно сказать, жили ли его предки, как жили предки его жены, в нашем городе, или он был первым представителем своего рода в России и в Петербурге.

    Александр Дмитриевич Бланк не был доктором медицины, как пишет в своей книге Уно Виллерс (зто ученая степень), а был штаб-лекарем, медико-хирургом и акушером. Последняя его должность перед уходом на пенсию - доктор Златоустовской оружейной фабрики.

    В схеме, составленной Уно Виллерсом, указывается, что А.Д.Бланк родился в 1802 году, а умер в 1873 году. Документы Государственного исторического архива Татарской АССР свидетельствуют о том, что Александр Дмитриевич Бланк умер 17(29) июля 1870 года, спустя три месяца после рождения у его любимой дочери Марии Александровны сына Владимира. Видел А. Д. Бланк своего новорожденного внука или нет - неизвестно. Но, учитывая, что после родов Мария Александровна болела, Александр Дмитрневич не мог не навестить дочь. Такой уж был у него характер. Детей и внуков он очень любил. Необходимо отметить также, что в метрической книге села Черемышева, на кладбище которого похоронен А. Д. Бланк, указано, что статскому советнику Александру Дмитриевичу Бланку был 71 год. Бесспорно, метрическая книга более точный документ. Поэтому в составленной мною схеме генеалогии рода В. И. Ленина я указываю дату рождения А. Д. Бланка - 1799 год.

    Илья Николаевич Ульянов работал не директором школы, как пишет Уно Виллерс, а директором народных училищ Симбирской губернии. Его чин не действительный советник, такого чина в России не было, а действительный статский советник. После окончания Казанского университета он был удостоен знания кандидата математических наук.

    Перед тем как привести свою таблицу, Уно Виллерс пишет: "Пожалуй, нельзя с уверенностью сказать, знал ли Ленин подробно об этом генеалогическом фоне. Однако точно известно, что его мать Мария Александровна, с которой он однажды встречался в Стокгольме, хорошо знала о своем шведском происхождении". Откуда такие сведения у Уно Виллерса, не берусь сказать, но думаю, что В. И. Ленин, как и другие члены семьи Ульяновых, хорошо знал о своем шведском генеалогическом древе, а Мария Александровна, судя по всему, свободно владела шведским языком, научившись ему от своей тети Екатерины Ивановны Гросшопф (в замужестве Эссен). Косвенно знание Марией Александровной шведского языка подтверждается следующим фактом. Хорошо известно, что Ольга Ильинична Ульянова одно время хотела поступить учиться в Гельсингфорсский уннверситет. Но так как там преподавание велось на шведском языке, то она в течение года им овладела. Нет сомнений, что в этом активно помогала ей мать - Мария Александровна Ульянова, с которой Ольга Ильинична, бесспорно, практиковалась в разговорной речи, а также с ее помощью училась шведской грамоте.
    Находки в ленинградских архивах
    Документы о происхождении Александра Дмитриевича Бланка были выявлены независимо друг от друга в конце 1964 года А. Г. Петровым и мною 3 февраля 1965 года, и тогда же об их наличии было сообщено М. С. Шагинян. Но до сих пор они не опубликованы. Глухой намек о происхождении А. Д. Бланка М. С. Шагинян сделала на основании этих документов. Вот что она пишет в третьей главе "Воспоминания одного детства" части ! "Рождение сына" романа "Семья Ульяновых": "...Александр Дмитриевич Бланк был родом из местечка Староконстантинова Волынской губернии. Окончив Житомирское поветовое училище, он приехал с братом в Петербург, поступил в Петербургскую Медико-хирургическую академию и закончил ее в звании лекаря..." Все так, все правильно. Еще раз внимательно вчитаемся в эти строки. Местечко Староконстантинов...

    Двадцать пять лет назад М. С. Шагинян не могла написать правды, никто бы не пропустил. Время было не то.  Вот и пришлось прибегнуть к маскировке. Хорошо, что цензоры не поняли, а может, сделали вид что не поняли того, что сказала словами "местечко" М. С. Шагинян.  Да, вместе с братом А. Д. Бланк приехал в Петербург поступать в Медико-хирургическую академию. Но на их пути стеной встали законы Российской империи, запрещавшие принимать евреев в государственные учебные заведения. Это и заставило
    недогматически воспитанных братьев Бланк перейти в православие. В деле "О присоединении к нашей церкви Житомирского поветового училища студентов Дмитрия и Александра Бланковых из еврейского закона", хранившемся до марта 1965 года в Центральном государственном историческом архиве Ленинграда, имеется их собственноручное заявление по этому нопросу. Вот его текст: "Поселясь ныне на жительство в С.-Петербурге и имея всегдашнее обращение с христианами, Греко-российскую религию исповедающими, мы желаем ныне принять оную. А посему, Ваше преосвященство, покорнейше просим о посвящении нас священным крещением учинить Самсониевской церкви священнику Федору Барсову предписание... К сему прошению Абель Бланк руку приложил. К сему прошению Израиль Бланк руку приложил". Крещение было учинено в Самсониевском соборе в июле 1820 года. Восприемниками Израиля Бланка стали граф Александр Апраксин и жена сенатора Дмитрия Осиповича Баранова - Варвара Александровна. Восприемником его брата Абеля стал сенатор Д. О. Баранов и жена действительного статского советника Елизавета Шварц. В честь своих восприемников братья Бланк взяли имена Александр и Дмитрий, а Александр взял отчество Дмитриевич, в честь восприемника своего брата - известного общестненного деятеля, поэта и шахматиста.

    Вторичное упоминание о том, что братья Бланки из евреев, имеется в материалах о поступлении их в Медико - хирургическую академию. До марта 1965 года эти материалы также хранились в Ленинграде, в Центральном государственном историческом архиве СССР. Затем дело "выбыло". В нем, наряду с заявлением о зачислении в академию, находились аттестаты, полученные братьями Бланк в Житомирском поветовом училище, и свидетельство о крещении, выданное им свяшенником церкви преподобного Самсония Федором Барсовым. Отдельно братья Бланк дали обязательство строго соблюдать все требования, которые накладывало на них принятие православия. С этого момента, по законам Российской империи, они считались православными и никто не мог ущемлять их права. Путь для получения высшего образования братьям Бланк был открыт. В июле 1820 года они были зачилены в медико-хирургическую академию волонтерами и успешно окончили ее в 1824 году.

    Не ставя своей задачей описать весь служебный путь А. Д. Бланка, хочу отметить, что он был очень талантливым человеком, и поэтому в его анкете на вопрос: "К продолжению статской службы способен ли? К повышению чина достоин или нет?"- следовал ответ: "Способен и достоин". А. Д. Бланк был одним из пионеров бальнеологии в России и основал первую водолечебницу для рабочих Урала.

    Узнав, что открыты новые данные, М.С. Шагинян, как и всякий добросовестный исследователь, начала думать об их публикации. Она писала мне 7 мая 1965 года:

    "Генеалогия отца Марии Александровны точно выяснена благодаря находке в архиве нужных документов. Находку сделал ленинградец Александр Григорьевич Петров...  Об этом мною было доложено в Институт марксизма - ленинизма. "Семья Ульяновых" (1-я часть. где говорится о родословных отца и матери) будет переиздаваться, вероятно, в будущем году, и я надеюсь получить разрешение на публикацию этих новых данных

    Сердечный привет М. Шагинян.

    Р. S. Я смотрю на понятие национальность абсолютно как Вы, т. е. не придаю ему ни малейшего значения, кроме фактического и исторического. Но напоминаю Вам, что моя книга "Семья Ульяновых" была изъята на 22 года, а я за нее порядком пострадала из-за того, что открыла калмыцкое прошлое в роде отца и этим воспользовались фашистские немецкие газеты в 37-м году.

    М. Ш."

    Однако надежды М. С. Шагинян выпустить книгу с необходимыми исправлениями и дополнениями не спешили сбыться. 28 марта 1966 года она пишет:

    "Дорогой тов. Штейн лежу больная и запустила свою корреспонденцию. Вы спрашиваете, когда переиздадут "Семью Ульяновых". Мне запретили упомянуть в новом издании о новых данных, открытых в архиве, в генеалогии матери Ленина, а я запретила печатать "Семью Ульяновых" без этих данных. "Роман-газета" вынуждена была в силу моего отказа выпустить "Первую Всероссийскую" (вторую часть трилогии) без "Семьи Ульяновых". Больше я ничего не смогла сделать, и мне тошно от такого непонятного для меня запрета. Это не только отвратительно, но и политически глупо. Пришлите фотографии, буду Вам очень благодарна. Если Вы сможете повидать Петрова, скажите ему, что я была просто ошеломлена, узнав, будто работников архива постигла какая-то неприятность. Если это их может утешить, пусть сообщит им, что и мне самой не легче. Я никак не думала, что все так обернется.

    Сердечный привет М. Шагинян".

    Когда в ИМЛ узнали, что в ленинградских архивах найдены документы о еврейском происхождении А. Д. Бланка. разразился страшный скандал. Посыпались выговоры, некоторых поснимали с работы. Все архивные дела, которые могли хоть как-то раскрыть тайну о еврейском происхождении А. Д. Бланка, были изъяты и увезены в ИМЛ. Как рассказали мне сотрудники архива, страницы дел были перенумерованы, в некоторых случаях переписаны листы использования. В этом убедился я сам, когда увидел спустя много лет опись одного из дел, храняшихся в Центральном историческом архиве СССР, которую читал в далеком 1965 году, и не обнаружил на "Листе использования" своей фамилии и подписи, хотя она стояла вслед за фамилией А. Г. Петрова. По-иному поступили с делом о крещении А. Д. Бланка в Центральном историческом архиве Ленинграда.  Там и "Лист использования" изъяли, но зато вместо выдранных страниц дела ответственный хранитель фондов Куликова вложила лист с рукописным текстом, который гласит, что "согласно устному распоряжению заведующего архивным отделом исполкома Ленгорсовета Виноградова В. П. подлинник листов 326 - 329 ед. хр.  632, опись 17, фонд 19 изъяты (без копирования) и направлены через архивный отдел в Главное архивное управление при СМ СССР". Благодаря этому мы имеем сегодня доказательство, как изымались документы, неугодные власть имущим.
    Продолжение ...
    АВТОРСКИЕ ПРАВА
     
     SATOR.ucoz.ru старается СТРОГО соблюдать Закон авторства. ВСЕ материалы имеют указание автора и / или ссылку на исходный материал. Компилятивные материалы имеют список использованных работ.
    При обнаружении материалов не соответствующих вышеприведенным Правилам - нижайще прошу сообщить по АДРЕСУ
    Материалы помещаются на
    SATOR.ucoz.ru БЕЗ СОГЛАСОВАНИЯ с Авторами (при всем желании это не получатся). НО при малейшем писке протеста или замечании материал снимается НЕМЕДЛЕННО и НАВСЕГДА.
    * * *

    Другие статьи про ЛЕНИНА

    1. БИОГРАФИЯ
    2. РОДОСЛОВНАЯ С 16В
    3. Михаил ШТЕЙН "Род вождя"

    == РАЗРЕЗ
    4. МОЗГ
    5. БОЛЕЛ ЛИ ЛЕНИН ДУРНОЙ БОЛЕЗНЬЮ

    == ПРОФИЛЬ
    1. ТЭФФИ: Он и Они
    2. ВАЛЕНТИНОВ. Н: "Миф о жизни впроголодь"
    3. НАГЛОВСКИЙ. АД: "Председатель наркомов"
    4. КУПРИН. А "Ленин"
    5. ГОРЬКИЙ. М "Бесстрашие разума"


    ПРИЛОЖЕНИЯ
    1. СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ
    2. УЛЬЯНОВА.М