Главная | Регистрация | Вход
...
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
СРОЧНО ! ВАЖНО ! [0]
ДОСТОЙНО ВНИМАНИЯ [0]
ЭТО ИНТЕРЕСНО МНЕ, МОЖЕТ И ВАМ? [0]
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Наш опрос
Если бы Вы решали судьбу Николая 2
Всего ответов: 71
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    статистика посещений сайта
    SATOR.ucoz.ru


    УРОК ПИСЬМА В ШКОЛЕ
    3 КЛАСС
    ГАНОВА
    Учимся писать письмо

    НАЗАД
    СОДЕРЖАНИЕ
    ВПЕРЕД

    Предмет: Русский язык

    Класс: 3

    Учитель: Ганова Валентина Васильевна

    Квалификационная категория: высшая

    Цель:

    Познакомить учащихся с письмом как разновидностью жанра и его законами

    Ход урока:

    1.     Оргмомент.

    2.     Вводная беседа.

    Давайте сегодня попутешествуем. Для этого закройте глаза и представьте, что вы на лодке, но не на обычной, а на волшебной. Называется наша лодка «Искатель», на ней мы будем искать новые знания и бороться за них. Как настоящие моряки рассмотрим карту нашего путешествия.




    Мы находимся в огромном Литературном океане. Он, конечно, тоже волшебный, и ни на какой географической карте вы его не найдете. Воды этого океана то бурливы, то спокойны, в нем много рифов и течений. Мы выбираем Жанровое течение и перед отплытием проверим, что для этого плавания есть на «Искателе».

    ·        Судовой журнал (тетрадь);

    ·        Ручка для ведения записей в судовом журнале;

    ·        Водонепроницаемый карандаш;

    Разрешение на отплытие получено. Отметим в судовом журнале дату отплытия (учащиеся в тетрадях записывают число и слова «Классная работа»).

     

    3.     Актуализация знаний детей.

    Течение быстро несет нас вперед. Вдруг нашу лодку выбрасывает на рифы, дальше плыть нельзя, лодка получила пробоину. Придется высадиться на ближайший остров, который носит интересное название -  Эпистолярный.  А кто из вас знает, что означает это слово? (ответы детей). А точный ответ на этот вопрос мы с вами дадим в конце урока.

    Как нам подать сигнал о бедствии? (ответы детей)

    Существует древнейший способ: отправлять письма бутылочной почтой – класть их в плотно закрытую бутылку и бросать в воду. Такое письмо пристанет к берегу, там бутылку откроют, прочитают письмо и окажут помощь.

    А кто из вас получал письма?  От кого? О чем вы узнавали из писем? С какой целью пишут люди письма? (ответы детей)

     

    4.     Знакомство со структурой письма.

    У письма как у особого жанра свои законы. Они очень простые. И заключаются в том, что на первом месте стоит тот,  кому ты пишешь, а на втором месте – ты сам. Помните Крошку Енота, который понял, что «находит друзей тот, кто сам встречает их с улыбкой»? Так и с письмом!

    Как вы думаете, как строится письмо? (ответы детей)

    А вот как должно быть построено письмо.


    СХЕМА ПИСЬМА

    (схема письма на карточке на доске)

    v  Сначала идет обращение, в котором вы здороваетесь;

    Здравствуй, Петя! Или: Здравствуйте, дорогие бабуля и дедуля! Или: Здравствуйте, уважаемая Зинаида Петровна!

    v   Потом благодаришь за полученное письмо:

    Получил твое (Ваше) письмо. Большой спасибо. Или: Спасибо за ваше письмо. Читал его с удовольствием.

    Если давно не получали писем, то интересуетесь, почему не пишут: Давно не получал от Вас никаких известий! Беспокоюсь.

    v  После этого кратко обсуждаете то, что вас в последнем письме взволновало:

    Как хорошо, что вы собираетесь к нам приехать в гости! Или: Очень обрадовался, когда узнал, что ты поедешь в Петербург на каникулы.

    Важно, чтобы адресат чувствовал, что он вам интересен, что его дела для вас важны. Это – Главный Закон Общения.

    v  Потом можете написать о своих делах. Но следите, чтобы мысли не перескакивали с одного на другое. Излагайте то, чем хотите поделиться, последовательно.

    v  Заканчивать письмо принято словами:

    Крепко Вас обнимаю. Ваша внучка Таня. Или: Жму руку. Пиши! Андрей. Или: До свидания! Очень скучаю. Всегда ваш Антон.

    Внимательно прочитав все пункты нашего плана, скажите, сколько из них посвящены адресату? А сколько – адресанту? Как вы думаете, это законы характерные для жанра письма, или это законы всякого общения? Какие пункты могут быть короткими? Почему? Какой пункт будет самым длинным? Почему?

    А сейчас давайте попробуем составить письмо-обращение к мореплавателям с просьбой о помощи

     (коллективное  составление письма по плану: все работают устно, а один ученик оформляет письмо на листе бумаги)

    1.     Обращение (начальная фраза о состоянии переписки)

    Уважаемые мореплаватели! Здравствуйте!

    2.     Основное содержание письма, сообщение о новостях

    Мы, ученики третьего класса обращаемся к Вам за помощью. С нами произошло несчастье. Наш корабль потерпел крушение: он налетел на рифы у берегов острова Эпистолярного, когда мы плыли по Жанровому течению.

    3.     Вопросы к адресату

    Если Вы получили наше письмо, убедительно просим, помогите нам. 

    Прощание

    До свидания. С нетерпением ждем помощи. 20 апреля 2006 года. Ученики третьего класса.

    (чтение письма)

    Давайте запечатаем письмо в бутылку и бросим ее в океан. Бурное течение непременно принесет ее к людям и нас спасут.

     

    5.          Физминутка.

    6.          Работа в группах.

    Нельзя надеяться только на волю случая. Надо самим действовать и только тогда можно выйти из трудной ситуации.

    Этот остров носит название – Эпистолярный. И   чтобы выбраться с него вам предлагается написать письмо по плану, который мы с вами разбирали:

    - другу, вашему однокласснику;

    - учителю;

    - маме или папе;

    - Главе города;

    - будущим потомкам;

    (Класс делится на группы. Каждая группа пишет по плану письмо по выбору, а затем читают его.

    8.     Домашнее задание.

    Написать письмо близкому человеку и отправить его по почте.

    Затем ребята анализируют, получилось письмо или нет и чье письмо более удачное).

     

    7.     Знакомство с правилами оформления конверта:

    Письма написаны. А как они попадут адресату? (ответы детей)

    Чтобы письмо нашло своего адресата, то есть получателя, нужно его запечатать в конверт и на нем четко и разборчиво написать адрес.

    (Детям раздаются пустые конверты, которые они рассматривают и рассказывают, как их следует оформлять, затем подписывают эти конверты)

    Само письмо никуда не дойдет, его необходимо бросить в почтовый ящик. Из почтового ящика письма отвозят на почту, там их сортируют, то есть собирают в большие тюки или мешки те письма, которые нужно доставить в определенное место страны. Ускорить эту работу помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только индекс: первые три цифры обозначают область, город, три другие – почтовое отделение.

    Письма – это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поездах, летят на самолетах, плывут на кораблях.  Но, как и всякому путешественнику, письмам нужны проездные билеты. Поэтому каждый, кто посылает письмо, должен купить ему почтовую марку. Почтовые марки придуманы в Англии около 150 лет тому назад.

    8.     Итог урока.

    Письма написаны, оформлены конверты, и остров Эпистолярный нас отпускает. Наша лодка исправна, и мы можем отправляться назад.

    Сегодня на уроке мы познакомились с особым жанром. Каким? (написанием писем)

    Кто догадался, какое научное название носит этот жанр? (эпистолярным)

    А что обозначает это слово? (ответы детей)

    Давайте откроем толковый словарь,  посмотрим, какое объяснение дается там:

    Эпистолярный жанр:

    1.Относящийся к частной переписке, к письмам (эпистолярное наследие поэта)

    2. Имеющий форму письма, переписки (о литературном произведении роман в письмах)

    Он в прошлом веке был чрезвычайно популярен. До наших дней дошли письма А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и других известных классиков. Сейчас они хранятся в музеях. По многим письмам поэтов и писателей созданы целые романы в письмах.

    Сейчас письма вытеснены телефоном, телефаксом, телеграфом, электронной почтой. Но не следует забывать и о письмах – этом старинном способе общения людей.


    Какие правила составления писем вы узнали на уроке?

    (дети работают по карточке)


    1.     Для письма используй ____________ лис бумаги.

    2.     Письмо – это текст. Назови его части ______________________

    3.     Адрес нужно писать _____________________________________

    4.     Не забывай указать на конверте ___________________________

     

    Слова для справок: чистый, обращение, сообщение, прощание, надпись, разборчиво, индекс


    8.     Домашнее задание.

    Написать письмо близкому человеку и отправить его по почте.



    ПРИМЕЧАНИЯ
    НАЗАД
    СОДЕРЖАНИЕ
    ВПЕРЕД