Главная | Регистрация | Вход
...
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
СРОЧНО ! ВАЖНО ! [0]
ДОСТОЙНО ВНИМАНИЯ [0]
ЭТО ИНТЕРЕСНО МНЕ, МОЖЕТ И ВАМ? [0]
Поиск
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 66
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    статистика посещений сайта
    SATOR.ucoz.ru

     
     
     8 класс
    МАСЛЕННИКОВА
    Особенности письма как эпистолярного жанра

    НАЗАД
    СОДЕРЖАНИЕ
    ВПЕРЕД
    ФОТО
    Масленникова Елена Петровна
    учитель русского языка и литературы
    http://festival.1september.ru:8081/authors/207-146-374

    Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка, Конкурс «Презентация к уроку»

    http://festival.1september.ru:8081/articles/subjects/33

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ

    с сайта SATOR.ucoz.ru

    Загрузить с оригинала -  презентацию (4,09 МБ)

    Загрузить презентацию с SATOR.ucoz.ru 3,58 Mb (*.zip)

    http://festival.1september.ru:8081/articles/591288/presentation/pril.ppt

    Цель урока:

    • познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра; научить составлять текст письма, учить правильному написанию письма: делового, официального, личного, показать художественную ценность, коммуникативную значимость жанра письма;
    • способствовать формированию умения воспринимать готовые тексты разных стилей и составлять собственные с учётом правил текстообразования;
    • развивать речевые навыки, расширять представления учащихся о роли и значении письма в частной жизни человека;
    • воспитывать активную социальную позицию ученика. 

    Тип урока: развитие речи (2 часа).

    Категория учащихся: 8 класс.

    Оборудование: Презентация 1 "Особенности письма как эпистолярного жанра”, мультимедийный проектор, проект "Почта России в нашем городе”, индивидуальные карточки. 

    Эпиграф к уроку:

    Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены…
    Н. Кузовлев.

    Ход урока

    1. Мотивация учебной деятельности, объявление темы и цели урока. (Слайд 1, 2).

    – О чем, по-вашему, пойдет речь на сегодняшнем уроке?
    – Какие цели вы ставите перед собой?

    2. Вступительное слово учителя.

    – Практически каждый из живущих ныне на Земле людей владеет в той или иной степени эпистолярным жанром, так как он позволяет общаться на расстоянии с родственниками и друзьями. (Слайд 3, 4).
    – Что такое эпистолярный жанр? (Эпистолярный жанр в широком понимании – это жанр письма. Само название этого жанра происходит от греческого слова epistole, что значит "письмо”.)
    – Но в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить, но скажите, вы любите получать письма от родных и близких?
    – Чтобы написать письмо, мы специально выбираем время, концентрируем мысль на человеке, кому адресовано послание, излагаем на бумаге свои философские мысли, фиксируем какие-то события. По прошествии времени, перечитывая письмо, вспоминаем прошедшие события и заново переживаем чувства, связанные с ними.

    – А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Теплоты, душевности.)
    – А теперь ответьте, в чем смысл эпиграфа?

    3. Словарная работа (кроссворд). (Слайд 5, 6).

    – Сейчас мы с вами вспомним некоторые слова, связанные с эпистолярным жанром. Работаем с кроссвордом, отгаданные слова записываем в тетрадь.

    1. Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (Адрес.)
    2. Тот, кто пишет письмо. (Адресант.)
    3. Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (Конверт.)
    4. Цифровое условное обозначение населенного пункта. (Индекс.)
    5. Литературный жанр, послание в форме письма.
    6. Сообщения, поздравления, просьбы, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние. (Письма.)
    7. Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы. (Почтальон.)

    – Что у нас получилось? Кто такой "адресат”? (Тот, кому адресовано письмо.)

    4. Сообщение об истории эпистолярного жанра.

    Любое письмо, отправленное нами или полученное, мы воспринимаем как часть нас самих, мы радуемся ему, храним, перечитываем его, но мало кто знает историю возникновения письма. Вот об этом нам и расскажет Сухова Юля. (Приложение 1)

    http://festival.1september.ru:8081/articles/591288/pril1.doc

    5. Беседа о видах писем.

    – Подумайте, какие бывают письма? (Письма можно разделить на два вида: деловые и личные, которые делятся на подвиды.)
    – Расскажите о каждом виде письма с примерами. (Отвечают по одному ученику.) (Слайд 7,8, 9, 10, 11, 12, 13).

    6. Практическая часть.

    – Теперь, если вы внимательно изучили виды писем, можем приступать к выполнению задания на индивидуальных карточках (по вариантам).

    Задание 1. Определить, к какому виду писем относится каждый из отрывков:

    I. "Саша, извини меня, пожалуйста, за то, что я вчера написала. Это было сгоряча. На самом деле, я так не думаю, конечно..."

    "Уважаемый г-н Петров, от лица генерального директора, я хочу напомнить Вам, что в пятницу, 22 апреля, истекает срок погашения Вашей задолжности..."

    "Здравствуй, Таня. Не могла бы ты рассказать мне, что было на последнем занятии? Я его пропустил, а теперь не понимаю, как выполнить домашнее задание..."

    "Сергей, отвечаю на Ваш вопрос относительно вакансии редактора. Я думаю, что Вы нам подходите..."

    "Вика, поздравляю тебя с Днем рождения!!! Пусть в этом году у тебя будет столько светлых и радостных дней, сколько листьев на твоем любимом клене за окном..."

    II. "... по всем перечисленным пунктам мы совершенно согласны с Вами. Но, к сожалению, мы вынуждены отказать Вам, потому что..."

    "Я тоскую по тебе, как солнце тоскует по цветам... Мне очень жаль, что тебя нет рядом..."

    "Здравствуйте, Анна Анатольевна. Хочу узнать у Вас, могу ли я записаться на Ваши курсы?.."

    "Привет, Леха! Я вчера ходил в кино на фильм "Возвращение". Сходи обязательно – уверен, тебе понравится!.."

    "Олег Сергеевич, спасибо Вам огромное за помощь! Теперь, я думаю, у меня получится..."

    (Ответы учеников.)

    7. Письма бывают разные, но есть советы для написания всех писем.

    – А сейчас представьте, что вы получили письмо. Вам интересно его содержание. На что вы обратите внимание вначале? (На оформление.)
    – Правильно. Аккуратно оформленное письмо производит впечатление о пишущем как о культурном, организованном человеке. Об эпистолярном этикете вам расскажет Жарков Сергей.

    Сообщение "Эпистолярный этикет”.

    При обращении к адресату учитываются его служебное положение, сфера деятельности, степень личного знакомства. Следует обратить внимание на то, что на письме обращение "Уважаемый господин Петров” более применимо, нежели в устной речи, где уместнее обращение по имени-отчеству. Наиболее общими формулами обращения в деловых письмах являются следующие:

    Уважаемый господин (фамилия)!
    Уважаемая госпожа (фамилия)!
    Уважаемые господа!

    При обращении к высшим должностным лицам возможно указание должности (без фамилии):

    Уважаемый господин председатель!
    Уважаемый господин министр!

    В письмах-приглашениях, извещениях следует обращаться к адресату по имени-отчеству:

    Уважаемый Иван Иванович!

    В отдельных случаях, когда адресат обобщен или точно не определен (например, это потребители или партнеры), возможны обращения Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

    Согласно правилам делового этикета, при формулировке просьб, запросов, предложений принята форма выражения от первого лица множественного числа:

    Предлагаем Вашему вниманию новый каталог программного обеспечения…(Вместо предлагаю…)

    Напоминаем Вам, что срок выполнения договора истекает…
    Просим Вас сообщить о необходимости замены оборудования…

    Тональность деловых писем должны определять корректность и оптимизм. Убедительность делового послания зависит от выбранного стиля письма. Убеждает не только информация, изложенная в письме, но и тональность, в которой ведется переписка. Зачастую именно она определяет характер делового диалога.

    Использование этикетных средств может смягчить отрицательную для адресата информацию:

    По нашему мнению, предлагаемые Вами цены слишком высоки, поэтому приобретение Вашей продукции невыгодно для нашего предприятия. Мы надеемся на то, что изменение Вами ценовой политики приведет к успешному сотрудничеству между нашими компаниями.

    Завершение письма – важная часть эпистолярного этикета. В отличие от личной переписки, деловое письмо не предполагает прощания в стиле С приветом! Пока!

    Если письмо начинается с формулы Здравствуйте!, то завершать его надо прощанием: До свидания, Всего доброго! Далее желательны формулы вежливости С надеждой на сотрудничество или более нейтральное: С уважением. И потом – имя-фамилия, если необходимо – должность и контактные данные отправителя. Если текст документа начинается с формулы личного обращения к адресату Уважаемый Иван Иванович!, то в конце текста можно не прощаться, но перед подписью обязательно необходимо использовать формулу вежливости: "С уважением, Петр Петров”.

    Самое главное – деловое письмо должно быть содержательным и его содержание должно быть интересным не только для отправителя, но и для получателя. Никакие формулы вежливости и шаблоны не спасут письмо, если в нем нет делового содержания.

     .... далее (СКАЧАТЬ) полный текст

    ПРИМЕЧАНИЯ
    НАЗАД
    СОДЕРЖАНИЕ
    ВПЕРЕД