Главная | Регистрация | Вход
...
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
СРОЧНО ! ВАЖНО ! [0]
ДОСТОЙНО ВНИМАНИЯ [0]
ЭТО ИНТЕРЕСНО МНЕ, МОЖЕТ И ВАМ? [0]
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Наш опрос
Если бы Вы решали судьбу Николая 2
Всего ответов: 71
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    статистика посещений сайта
    МЕТОД ЦВЕТОВЫХ ВЫБОРОВ (МОДИФИКАЦИЯ ТЕСТА ЛЮШЕРА)

    D:\azps.ru\tests\2\lusher.html

    Метод цветовых выборов представляет собой адаптированный вариант цветового теста Люшера.

    Разработка теста базируется на чисто эмпирическом подходе и изначально связана с установкой на изучение эмоционального и физиологического состояния человека в целях дифференцированного психотерапевтического подхода и для оценки эффективности коррекционного воздействия. Опыт применения восьмицветового теста Люшера в отечественных условиях не только подтвердил его эффективность, но и позволил осмыслить его феноменологию в контексте современного научного мировоззрения. Его преимущество перед многими другими личностными тестами в том, что он лишен культурно-этнических основ и не провоцирует (в отличие от большинства других, особенно вербальных тестов) реакций защитного характера. Методика выявляет не только осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, но в основном его неосознанные реакции, что позволяет считать метод глубинным, проективным.

    Цветовое виденье связано в равной степени с восприятием каждого конкретного цвета как через призму опосредующего субъективного опыта, так и через реакции "старого мозга", т.е. диэнцефальной области, которая является дирижером в сложном оркестре автономных систем организма. Особенно показательно в этом плане переплетение психологических аспектов актуального состояния человека с симпатико-парасимпатическими характеристиками, связанными с функциями гипофиза. Они, как известно, в значительной степени влияют на фон настроения, общую психическую активность, побудительную силу мотивационной сферы, напряженность потребностей. Методика выявляет порог восприимчивости зрительного анализатора испытуемого: этот порог, как показывает опыт, в значительной степени обусловлен преобладанием трофотропных (стремление к покою) или эрготропных (стремление к активности) тенденций в рамках вегетативного баланса. В то же время выбор цветового ряда зависит как от набора устойчивых личностных характеристик, так и от актуального состояния, обусловленного конкретной ситуацией. Тест Люшера в оригинале представлен в двух вариантах: полное исследование с помощью 73 цветовых таблиц и краткий тест с использованием восьмицветового ряда. Первый из них достаточно громоздок и представляет ценность скорее всего в тех случаях, когда цветовой тест является единственным инструментом психодиагностического исследования. При этом конечный результат исследования представляет собой не столь обширную информацию по сравнению с затраченным временем и усилиями. Лаконичность и удобство применения восьмицветового ряда является большим преимуществом сокращенного варианта, тем более, что в приложении к батарее тестовых методик надежность полученных данных повышается, Процедура обследования протекает следующим образом: испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц самый приятный цвет, не соотнося его ни с расцветкой одежды (идет ли к лицу), ни с обивкой мебели, ни с чем-либо другим, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент. Раскладывая перед обследуемым цветовые эталоны, следует использовать индифферентный фон. Освещение должно быть равномерным, достаточно ярким (лучше проводить исследование при дневном освещении). Расстояние между цветовыми таблицами должно быть не менее 2 см. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз. При этом психолог записывает номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева направо. Номера, присвоенные цветовым эталонам таковы: темно-синий -1, сине-зеленый - 2, оранжево-красный - 3, желтый - 4, фиолетовый - 5, коричневый - 6, черный - 7, серый - 0. Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны. Через две - пять минут, перемешав их предварительно в другом порядке, цветовые таблицы нужно снова разложить перед испытуемым и полностью повторить процедуру выбора, сказав при этом, что исследование не направлено на изучение памяти и что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так, как ему это будет угодно.

    М. Люшер допускает интерпретацию данных тестирования и на основании однократного выбора. Функция цвета, отражающая субъективное отношение испытуемого к выбранным цветам, определяется и кодируется следующим образом: явное предпочтение обозначается знаком "+", который присваивается первым двум предпочитаемым цветам. Из них цвет, стоящий на первой позиции, определяет "основной способ действия", а на второй - "цель", к которой стремится испытуемый. Просто "предпочтение" (3-я и 4-я позиции) отмечается знаком "*" и указывает на "истинное положение вещей"(ситуацию) и "образ действия", вытекающий из данной ситуации. "Безразличие " (5-я и 6-я - позиции) обозначается знаком "=" и указывает на невостребованные в данный момент резервы, индифферентную зону, бездействующие свойства личности. "Неприятие" (антипатия) - 7-я и 8-я позиции, им присваивается знак "-", их функциональное значение - "подавленные потребности". Таков классический подход к интерпретации цветового ряда по Люшеру. Цвета разделяются на основные (1 - темно-синий, 2 - сине-зеленый, 3 - оранжево-красный и 4 - светло-желтый) и дополнительные, среди которых 7 (черный) и 0 (серый) - ахроматические, а 5 (фиолетовый) и 6 (коричневый) - смешанные. Основные цвета символизируют базисные психологические потребности, которые Люшер обозначил как потребность в удовлетворении и привязанности (синий цвет), потребность в самоутверждении (зеленый), потребность "действовать и добиваться успеха" (красный) и потребность "смотреть вперед и надеяться" (желтый). Поэтому они в норме и при полной уравновешенности, по мнению автора, должны находиться на первых позициях. Дополнительным цветам не придается значимость, приравниваемая потребностной сфере. Их роль как бы разделяющая или разбавляющая. По мнению Люшера, они не являются психологическими "первоэлементами" и включены в эксперимент в основном для расширения сферы действия основных цветов, их более свободного перемещения на ту или иную позицию ряда.

    Символика каждого цвета уходит корнями в отдаленные периоды истории существования человека на земле. Ночь, символом которой является синий цвет, издревле несла человеку покой, расслабление, сон. Солнце, яркость зарождающегося дня (желтый цвет) вызывали надежду, побуждали к активности. Красный цвет - окраска цветов, плодов, крови, эротогенных зон человеческого тела - отражение охотничьих инстинктов, эротического влечения, стремления к овладению благами окружающей жизни. Зеленый -цвет травы, кустарников и деревьев - мог служить символом зашиты, маскировки, затаенности. Серый - как отсутствие цвета - трактуется как разделяющий, отгораживающий. Черный символизирует отрицание ярких красок жизни и самого бытия. Коричневый цвет представляет собой смешение оранжевого и черного, а фиолетовый - красного и синего. Исходя из символики цветов и накопленного практического опыта, структурное значение темно-синего цвета характеризуется как концентричность, (т.е. сосредоточенность на внутренних проблемах), пассивность, глубина переживаний, чувствительность, гетерономность (т.е. зависимость от внешних воздействий), его эмоциональный оттенок по Люшеру - спокойствие, удовлетворенность, привязанность, нежность, любовь. По данным автора руководства предпочтение синего цвета означает насущную потребность в спокойствии вечно неудовлетворенной ранимой личности. Зеленый цвет по Люшеру символизирует упругость воли (по данным автора книги - ригидность, тугоподвижность), концентричность, пассивность, оборонительные тенденции, автономность (независимость), неизменность, тенденцию к удерживанию, собственничеству. Его аффективные аспекты - настойчивость, самоуверенность, упрямство и самоуважение. Оранжево-красный символизирует силу воли и является эксцентричным (направленным вовне), активным, наступательно агрессивным, автономным, локомоторным, конкурирующим, оперативным. Его аффективные аспекты - желание, возбудимость, властность, сексуальность. (Структурные значения здесь приводятся буквально, описательная их форма подчеркивает эмпирический характер основ методики и интерпретационных посылок).

    В своих более поздних публикациях М.Люшер соотносит предпочтительный цветовой выбор с гиппократовской типологией следующим образом: синий цвет - флегматик, зеленый - меланхолик, желтый - сангвиник и красный - холерик, что не только не подтверждается на практике, но и противоречит его собственным характеристикам. Многолетний опыт применения цветового теста в сопоставлении с данными других методик и результатами объективного наблюдения позволяют автору данной книги с убежденностью утверждать, что красный цвет соответствует сангвиническому темпераменту (если уж придерживаться этой классификации), синий - меланхолическому, зеленый - флегматическому, а желтый ближе к холерическому.
     
    Если психология восприятия цвета (согласно предшествующему опыту применения цветового теста) ориентирована на сиюминутное эмоциональное состояние, то последующий опыт применения методики показал, что даже в однотипных ситуациях реакции людей отличаются в зависимости от исходной индивидуально-типологической основы индивида. А это значит, что в каждом конкретном случае мы изучаем не просто состояние, а реакцию определенной личности на конкретную ситуацию, т.е. мы изучаем личность и диапазон ее изменчивости под влиянием внешних обстоятельств. Об этом свидетельствует наличие устойчивых пар цветового выбора, а также динамика цветового выбора, когда при изменении состояния наиболее значимые цветовые эталоны передвигаются с первых позиций на последние (и наоборот), сохраняя актуальность символизируемой ими ведущей потребности. Опыт применения восьмицветового теста в комплексном исследовании с применением других хорошо апробированных тестовых методик показал, что при правильном понимании и оценке результатов исследования метод цветовых выборов (МЦВ) может выявлять не только ситуативно обусловленные реакции, но и устойчивые индивидуально-личностные свойства, определяющие известную избирательность, тропизм (неосознаваемое влечение) в отношении выбора .сферы интересов, способа самореализации в профессиональной деятельности, особенностей межличностного поведения, а также защитные и компенсаторные механизмы, проявляющиеся при эмоциональной напряженности.

    Сопоставление цветовых выборов дает представление о тех тенденциях, которые подвержены наибольшей вариабельности и создают некий резерв адаптивного механизма, о чем речь пойдет позже. В рамках упомянутого выше концептуального подхода вслед за показателями других психодиагностических методов в стройную интерпретационную схему укладываются и результаты МЦВ. В первую очередь, очевидным является тот факт, что показатели слабости нервных процессов, трофотропные тенденции - как базис константных личностных свойств - отражаются сочетанием "концентричных" (1 и 2 ) цветов на первых позициях цветового ряда, в то время, как "эксцентричные" цвета (3 и 4) выявляют принадлежность к сильному типу ВНД. При этом наиболее "чистый" вариант слабого типа выявляется в основном концентричным гетерономным синим цветом, а сочетание синего (1-й цветовой эталон) с зеленым (2-й цветовой эталон) свойственно смешанному типу реагирования, т.к. содержит в себе характеристики оборонительно-защитного, экстрапунитивного свойства и отличается большей волевой направленностью, чем "чистый" слабый (пассивно-созерцательный, интровертированный) тип реагирования, свойственный только синему цвету.

    В то же время наиболее "чистый" вариант стенического типа отражается характеристиками красного цвета: сочетание красного с желтым выявляет эмоциональный паттерн менее устойчивый, лабильный, а стиль деятельности - недостаточно целенаправленный, т.е. этот тип реагирования также является смешанным. Таким образом, интерпретационная схема метода цветовых выборов включает в себя два полярных типа - сильный и слабый -и два смешанных. Связь основных цветов со свойствами нервной системы выявляется соотношением желтого (4) с лабильностью, красного (3) - с динамичностью по отношению к возбуждению, зеленого (2) - с инертностью, синего - с динамичностью по отношению к торможению, желтого и красного - с высокой внешней реактивностью при низкой интрапсихической активности, синего и зеленого - с низкой внешней реактивностью при высокой интрапсихической активности.

    Таким образом, каждый основной цвет определяет ведущую тенденцию, придающую типологическую очерченность эмоционально-динамическому паттерну, который проявляется силой и направленностью мотивов, индивидуальным стилем переживания и межличностного поведения, типом восприятия и переработки информации об окружающем мире, т.е. стилем мышления. Следует отметить, что и сам М.Люшер позже пришел к той идее, что основные цвета соотносятся с определенным индивидуально-философским содержанием, позволяющим обрисовать целостный портрет личности, но эти его публикации появились гораздо позже. Однако и в поздних своих работах М.Люшер остается верным себе: вместо обобщенной идеи, указывающей на корневую природу того или иного типа личности, когда причинно-следственные связи позволяют выводить частные проявления из краеугольного фундамента теоретической парадигмы, бесконечно уважаемый и талантливый автор методики по-прежнему остается в плену у чистой эмпирики. Речевые особенности, ролевое поведение и прочие проявления индивидов разного типа он описывает как сумму конкретных признаков. Сравнительный анализ данных с результатами других методик показал, что эти признаки прекрасно укладываются в рамки приведенной выше индивидуально-личностной типологии. При этом бросаются в глаза некоторые ошибки Люшера, когда от весьма удачных характеристик, базирующихся на конкретном опыте, он переходит к обобщенным личностным портретам. Так, он утверждает, что предпочтение синего эталона - признак удовлетворенности , в то время как опыт убеждает в другом: это - ведущая, никогда до конца ненасыщаемая потребность в покое и удовлетворенности отношениями. Другое разногласие в том, что тот же синий, расположенный в конце ряда (как и любой иной основной цвет) означает не противоположное качество, а фрустрированность той потребности, которую выявляет данный цвет. Значимость цветового выбора определяется как первыми тремя позициями, выявляющими типологическую принадлежность индивида, так и последними. В первом случае речь идет о ведущей тенденции, определяющей стиль переживания индивида, восприятия, мотивации и поведения, а во втором (т.е. когда цвет отвергаем) определяемые этим цветом потребности оказываются фрустрированными.

    Другая серьезная ошибка М.Люшера заключается в том, что он тип людей, выбирающих синий цвет, относит флегматикам, а зеленый - к меланхоликам. При этом он совершенно справедливо отмечает, что лица, выбирающие синий, склонны к глубокой привязанности и чувствительны к воздействиям среды, а предпочитающие зеленый - упрямы, настойчивы, насторожены, постоянно находятся в оборонительной позиции, требуют признания, что явно противоречит соответствующим типологическим портретам и самой очевидности, которая наглядно проявляется при сопоставлении данных МЦВ с показателями других методик. То же и с толкованием других ярких цветовых эталонов: совершенно ясно, что предпочтение красного цвета (цвет крови,) естественно для сангвинников, а желтого (желчь), отражающего эмоциональную неустойчивость, - для холериков. Люшер же приписывает первым принадлежность к холерикам, а вторым - к сангвиникам. При этом тут же, не замечая противоречий, правильно классифицирует сексуальную активность красного цвета как фаллическую, синего - как оральную, а зеленого - как анальную. Причем, его характеристика зеленого как "гибкость воли" противоречит его же словам о том, что значимый зеленый выявляет "упорство, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений", что характерно для личностей ригидных, то есть самых негибких среди других типологических вариантов. К тому же, именно ригидные, эпилептоидные личности принадлежат (по Фрейду) анально-эротическому типу сексуальности. Думается, что эти ошибки обусловлены тем, что М.Люшер отталкивался в основном от врачебной практики, не имея серьезной психологической базы. Его целостные портреты личностей весьма наивны. В то же время, сам цветовой тест, созданный Люшером, прекрасная методика, это - просто гениальная находка.

    Необходимо подчеркнуть, что количественные критерии для данного метода трудно поддаются четкому определению. В зависимости от популяции обследуемых эти показатели значительно варьируют, поэтому для определения вероятности того или иного признака требовалось бы определить границы надежности для групп разных по полу, возрасту, профессиональной принадлежности, региональному признаку. Однако и тогда бы они не были достаточно конкретными. В связи с этим некоторые психологи не относят метод Люшера к тестовым из-за невозможности его жесткой стандартизации. К стати, это не единственный метод в психологии, требующий больше качественного анализа, чем квантифицированного подхода. Однако это не повод, чтобы отрицать, что восьмицветовой тест является одним их лучших инструментов психодиагностики, т.к. этот метод позволяет при использовании оригинального стимульного материала получить в коротком эксперименте те данные о человеке, которые обрисовывают глубинные основы индивидуально- личностного паттерна и сложный рисунок эмоционального состояния.

    Особенно убедительны возможности методики в определении стресса, в оценке степени дисгармоничности или дезинтеграции личности. В то же время количественные показатели тревоги (количество знаков "!") оказались достаточно надежным критерием, что особенно проявилось в лонгитюдном исследовании. Что касается определения типологических свойств и психологической характеристики состояния, то здесь более актуальным представляется качественный анализ. При этом процентные соотношения и степень вероятности предпочтения того или иного цвета - признак хотя и зависящий от многих переменных, но его достаточно могут объективизировать показатели других психодиагностических методик.

    Изучение разных по индивидуально-личностным особенностям людей, относимых к психической норме, убедительно показало значимость цвета в определении ведущей, корневой индивидуально-психологической тенденции. Причем эта значимость тем выше, чем левее оказывается позиция того или иного основного цвета. Таким образом, I, II, III и IV позиции определяют тип личности, однако с оговоркой: если этот выбор не носит сугубо случайного характера, если это - устойчивый, свойственный человеку на протяжении длительного периода жизни выбор. Для повышения надежности результатов сама процедура обследования нами несколько трансформирована: если первый и второй выборы заметно отличаются, испытуемому предлагается уточнить свое отношение к изменившим позицию цветам в процессе их парного сравнения. К примеру , при двух выборах:
    12435607
    24135607

    дополнительная инструкция должна звучать так: "Какой из этих двух Вы предпочитаете?: синий или желтый? Зеленый или желтый? желтый или красный? зеленый или синий?". При этом пара 2 4 в данном выборе может оказаться случайной, если конечным выбором будут 2 1 4 3 или 1234 на первых позициях, что встречается нередко.

    В связи с этим уместно подчеркнуть, что трудное разбиение на пары и слепая к ним привязанность при интерпретации (особенно при определении целей и средств достижения) практически оказалось не всегда оправданным. Этот подход следует рассматривать как этап на пути освоения методики, конечной целью которого должно быть целостное понимание цветового ряда, формирующее интегративный образ личности в контексте определенного состояния. Чтобы исключить сдвиг типичного выбора под влиянием актуального состояния, следует обратить внимание на дополнительные и ахроматические цветовые эталоны. Как правило, в процессе корректно ведущегося обследования, предваряемого соответствующим объяснением о цели исследования и перемежающегося спокойной доброжелательной беседой, эти цвета, оказавшиеся при 1-м выборе на значимой позиции, в дальнейшем отходят вправо, если сдвиг был связан с самой процедурой обследования и вызвал у испытуемого реакцию настороженности, протеста или защиты. Если первый и второй выборы резко (или значительно) отличаются друг от друга, это может быть результатом нежелания обследоваться, стремлением "спутать карты", уйти от вмешательства в свой субъективный мир. Такая реакция проявляется серого или черного цвета на одну из первых или непосредственно 1-ю позицию. Если и третий выбор будет непохож ни на 1-й ни на 2-й, то обследование следует прекратить, или возобновить его лишь после того, как у испытуемого будет выработано спокойное и серьезное отношение к исследованию. Если же испытуемый объясняет свое поведение тем, что у него нет определенного отношения к цветам, то это заявление само по себе симптоматично и может свидетельствовать об измененной мотивационной сфере. В то же время здесь также можно использовать процедуру попарного сравнения таблиц (с определенной ориентировкой на уже имеющиеся перед глазами экспериментатора выборы). В конце любой процедуры обследования не мешает закончить ее предъявлением последнего ряда с вопросом: "Хочется ли Вам в этом ряду что-либо изменить?". Кроме того. исследование можно дополнить вопросом: "Какие цвета нравились раньше в детстве, в юности?", "Какой вообще цвет любимый?", имея в виду и цвета, отсутствующие в методике.

    В ряде ситуаций испытуемые дополняют исследование интересными сведениями. К примеру , при выборе 01 523461 испытуемый говорит: "В детстве я любил зеленый и красный больше всех остальных цветов". При этом естественно предположить, что пассивность, трудности в контактах, инертность и пессимистичность, недоверчивость и подозрительность развились в результате длительного неблагоприятного воздействия среды на формирующуюся личность, что и привело к состоянию хронически затрудненной адаптации, которая в основном проявляется трудностями в межличностных контактах, сензитивностью, уходом в мир надуманных обид, блокированностью спонтанной самореализации; однако в ситуации поощрения и одобрения; в благоприятных социальных условиях у испытуемого может проявиться собранность и деловитость, и, в силу присущих ему добросовестности и' ответственности, он способен выполнить возложенные на него обязанности: однако, исчерпав ресурсы активности, он может вновь впасть в состояние пассивности, стремиться к покою и ограничению контактов.

    Другой пример: испытуемая - молодая женщина, работающая на крупном промышленном предприятии, разведена, имеет двух детей; выбор МЦВ: 01563427. В процессе собеседования рассказала о тяжелой домашней ситуации: она вынуждена была разойтись с мужем в связи с его постоянной алкоголизацией, растит двоих детей, живет далеко от работы.

    Психокоррекционная беседа в конечном итоге позволила испытуемой произвести переоценку ценностей: она молода и хороша собой, у нее чудесные дети и в будущем ее ждет немало хорошего: развод с мужем в сложившейся ситуации - благо, так как теперь в семье покой; в Москве работа, расположенная далеко от дома, - привычная проблема. В конце собеседования женщина (без всякой к тому провокации) сказала: "Да, я счастливая, я теперь это поняла, и если бы мне сейчас раскладывать ваши таблицы, то я бы на первое место поставила красный, желтый и зеленый - цвета радости". По-видимому, это была реакция гиперкомпенсации или феномен, который Люшером описан как гармонизация состояния под влиянием психотерапии и назван "аутогенной нормой" (речь идет о нормализации выбора после сеанса аутогенной тренировки). При дальнейших обследованиях в основном ее выбор тяготел к ряду: 01534267. По характеру эта женщина отличалась застенчивостью, нерешительностью, чертами зависимости, стремлением к избеганию конфликта, с признаками иррациональной раздражительности, проявляющейся в стрессе при межличностных конфликтах, которая в социально значимых условиях успешно контролировалась, однако за счет повышения общей напряженности.

    Таким образом, у нее был выявлен смешанный тип реагирования с преобладанием характеристик слабого типа - пассивности, интровертированности, мягкости и женственности; ведущая потребность - покой и бесконфликтное сосуществование с окружающими, умение подавлять спонтанные реакции, зависимость работоспособности (см. позицию "рабочей группы") от настроения и ситуации, необходимость поддержки и поощрения для активации.

    Стресс у лиц психической нормы, у дисгармоничной личности и у больного с психическим заболеванием может выглядеть одинаково -607 на первых трех позициях; и, напротив, собранность, активность, оптимистичность, высокая самооценка, отрицание каких-либо проблем, жажда жизни, стремление к отстаиванию своих позиций (выбор 3 4 2...) могут отражать 1) эмоциональный паттерн гармоничной личности стенического круга; 2) гиперкомпенсацию как защитную реакцию на трудности; 3) олигофренический тип реагирования на фоне сниженной критики; 4) постпроцессуальный дефект в результате психического заболевания. Однако такие серьезные трудности могут возникнуть лишь в том случае, если психолог не использует никакой другой метод, кроме цветового теста. Даже простое сопоставление цветового ряда с данными объективного наблюдения, с историей болезни или клиническим диагнозом (если таковой имеется) позволяет определить, имеем ли мы дело с психологически понятными переживаниями гармоничной или акцентуированной личности, или речь идет о выраженной диссоциации между "жизнерадостным" паттерном цветового выбора и серьезной десоциализацией психически больного человека с определенным катамнезом заболевания. Мало того, такая диссоциация сама по себе информативна и свидетельствует о повышении порога восприимчивости цветового анализатора, что нередко является частным проявлением общей картины уплощенности, огрубения личности, неадекватной самооценки, некритичности.

    В других случаях патологии канва переживаний переходит границу психологической понятности, адекватности и становится нелепой. Здесь мерилом синтонности переживаний может быть лишь клинический опыт. Поэтому в этих случаях особенно необходима психиатрически компетентная верификация оценки состояния и использование других методов психодиагностического и экспериментально-психологического исследования, которые могут обнаружить отклонения от нормальных личностных реакций. Сложнее установить градацию между умеренно выраженными тенденциями нормальной личности, акцентуированным характерологическим паттерном и наличием психопатических черт. Если в MMPI (СМИЛ) количественные критерии оценки степени адаптированности и личностной гармонии производятся в Т-баллах, в 16-факторном анализе личности Кеттелла отражаются в стенах, то тест цветовых выборов отражает личностный дискомфорт и эмоциональную напряженность передвижением ахроматических цветовых таблиц влево.

    Однако психопатическая личность гиперстенического склада, находящаяся вне стресса и эмоциональной напряженности, т.е. в зоне комфорта, может дать выбор 3421 5607 или 4251607. Согласно данным Люшера, такие выборы близки к средненормативному и отражают оптимистическую, активную, жизнелюбивую позицию личности. Здесь как раз и сказывается отсутствие количественной градации степени выраженности того или иного признака. Это наиболее слабое звено в психодиагностическом тесте Люшера.

    Но, опять-таки, этот факт может служить камнем преткновения лишь в том случае, если нет никакой возможности получить дополнительную информацию; обычно же обследование можно дополнить собеседованием с испытуемым или сопоставлением данных цветового теста с результатами других психодиагностических методов и данными (если такие существуют) клинического наблюдения, чтобы понять, в контексте каких проблем следует расшифровывать цветовой выбор. И это нисколько не обесценивает значимость методики, просто необходимо знать границы ее возможностей. Представляется спорной точка зрения М.Люшера в плане трактовки соотношений в цветовых парах. Опыт показывает, что 1 и 2 позиция цветов в паре не столько отражают средства и цель, сколько соответствуют преобладающим тенденциям потребностной сферы. Эти потребности следующие:

    1. Синий цвет - потребность в глубокой привязанности как инструмент достижения внешней защиты, эмоционального комфорта, покоя.
    2. Зеленый - потребность в отстаивании собственной позиции, оборонительность, агрессивность защитного характера.
    3. Красный - потребность в достижении, обладании, лидировании, наступательная агрессивность "завоевателя ", целенаправленность, высокая поисковая активность.

    4. Желтый - потребность в эмоциональной вовлеченности и защищенности в социальном плане.
    Яркость переживаний и общение - как необходимый процесс. Эти потребности являются основой индивидуально очерченной мотивационной направленности и представляют собой самые главные человеческие потребности, актуализация которых необходима для нормального существования человека. Та потребность, которая является ведущей, она и определяет индивидуально-личностный паттерн человека, в котором не только эмоциональные особенности, но и остальные субструктуры личности (интеллект, межличностное поведение) окрашены характерным для данной личности индивидуальным стилем.
    Если какая-либо из главных потребностей фрустрирована, то соответствующий цветовой эталон оказывается на одной из последних позиций. Если на первые позиции выходят ахроматические (0 7) или дополнительные цвета (5 6), то выявляемые ими потребности обозначаются как вторичные. Они не являются главными потребностями, это - лишь вынужденная охранительная реакция на невозможность реализации первичных потребностей.

    5. Фиолетовый - потребность в уходе от реальной действительности, иррациональность притязаний, нереальные требования к жизни, субъективизм, индивидуалистичность, эмоциональная незрелость.
    6. Коричневый - потребность в снижении тревоги, стремление к психологическому и физическому комфорту.
    7. Черный - потребность в независимости через протест, негативизм по отношению к любым авторитетам, давлению извне. 0. Серый - потребность в успокоении, отдыхе; пассивность.