Главная | Регистрация | Вход
...
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
СРОЧНО ! ВАЖНО ! [0]
ДОСТОЙНО ВНИМАНИЯ [0]
ЭТО ИНТЕРЕСНО МНЕ, МОЖЕТ И ВАМ? [0]
Поиск
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Наш опрос
ХОТИТЕ ЛИ ВЫ ЖИТЬ В ЕДИНОЙ СТРАНЕ?
Всего ответов: 93
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    статистика посещений сайта
     
    АДРЕС
    SATOR.ucoz.ru
    ДАТА ПУБЛИКАЦИИ 2013.03.08
    8 МАРТА
    НЕЖЕНСКОЕ ЛИЦО
    СТАТЬИ
    БОРОДАТАЯ ЖЕНЩИНА

    Хусепе Рибера. Портрет бородатой женщины.
    СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
    liveinternet.ru/users/3090603/post134708533/

    Одно из самых необычных произведений Хусепе Риберы (1591 - 1652) - «Портрет бородатой женщины». Его полное название звучит как «Портрет Магдалены Вентура с мужем (и сыном)» («Magdalena Ventura con su esposo e hijo»; «Mujer barbuda»). Эта картина, хранящаяся в Госпитале Тавера (Толедо, Испания), является типичным примером интереса эпохи барокко к диковинному и уродливому.


    По сути, это полотно – семейный портрет: на нем изображена бородатая женщина по имени Магдалена Вентура, родом из городка Абруцци, её муж Феличе де Амиче, а также младенец в возрасте примерно года-полутора, которого она прижимает к обнаженной груди, будто бы для кормления. Рибера начал эту картину в 1629 году, а закончил в 1631 году. Он писал её в Неаполе, где проживал, будучи придворным художником вице-королей Неаполитанского королевства (находившегося тогда под властью Испании). В тот момент таким вице-королем и одновременно патроном художника был Фернандо Афан де Рибера и Энрикес, 3-й герцог Алькала (Fernando Afan de Ribera y Enriquez, III Duque de Alcala; 1570-1637). Именно он заказал мастеру эту картину: услышав о существовании Магдалены Вентура, герцог специально поселил эту необычную женщину в своем дворце, чтобы живописец имел возможность написать это «великое чудо природы», обнаруженное во время правления вице-короля.



    Заказчик портрета, аристократ эпохи барокко, был коллекционером с академическими и научными склонностями. Он принадлежал к старинному роду собирателей и меценатов, владел множеством научных и математических инструментов. Это доказывает сохранившийся каталог 1637 года коллекции в его дворце в Севилье (325 картин, 42 бронзовых предмета, археологические находки), а также список той части его собрания, которая пошла с молотка в Генуе между 19 мая и 13 июня 1637 году после его кончины. Из них ясно, что кроме данной картины Риберы герцог владел несколькими портретами карликов и гигантов, и также картинами с другими феноменами природы, например, трехрогим быком[1].



    Все имена, даты и обстоятельства создания «Портрета бородатой женщины» известны из длинной латинской надписи, начертанной на блоках камня в правой части картины. Она гласит[2]:


    EN MAGNV[M] NATVRA
    MIRACVLVM

    MAGDALENA VENTVRA EX-
    OPPIDO ACVMVLI APVD
    SAMNITES VVLGO, EL ABRVZZO REGNI,
    NEAPOLI-TANI ANNVRVM 52 ET
    QVOD INSOLENS EST CV[M]
    ANNVM 37 AGERET COE
    PIT PUBESCERE EOQVE
    BARBA DEMISSA AC PRO-
    LIXA EST VT POTIVS
    ALICVIVS MAGISTRI BARBAT
    ESSE VIVEATVR QVAM MV-
    LIERIS QVAE TRES FILIOS
    ANTE AMISERIT QVOS EX
    VIRO SVO FELICI DE AMICI
    QVEM ADESSE VIDES HA-
    BVERAT.

    IOSEPHVS DERIBERA
    HISPANVS CHRISTI CRVCE
    INSIGNITVS SVI
    TEMPORIS ALTER APELLES
    IVSSV FERDINANDE IJ
    DVCIS IIJ DE ALCALA
    NEAPOLI PROREGIS
    ADVIVVM MIRE DEPINXIT
    XIIIJ KALEND. MART.
    ANNO MDCXXXI



    Это переводится следующим образом: «Великое чудо природы Магдалена Вентура из города Аккумоли у самнитов, в просторечии г. Абруцци, в королевстве Неаполитанском, в возрасте 52 лет. И примечательно, что в 37 лет она начала становиться волосатой и отрастила бороду столь густую и длинную, что скорее таковую увидишь на бородатом мужчине, чем на женщине, которая родила перед этим троих детей от своего мужа, Феличе де Амичи, которого вы рядом видите.


    Хусепе де Рибера, испанец, [орденом] Креста Христова награжденный, второй Апеллес своего времени, нарисовал это с натуры для Фернандо II, 3-го герцога Алькала, вице-короля Неаполя, 16 февраля года 1631».


    Между описанием сюжета полотна и длинной «подписью» художника оставлен большой «пробел». Подпись пространная, она включает не только его имя, но и гордое упоминание того, что он получил Орден Христа, а также сравнение себя с великим мастером античности Апеллесом (герцог Алькала таким образом соотносится почти что с Александром Македонским, покровителем Апеллеса, но это остаётся непроизнесённым). В середине постамента большая трещина, которая разделяет слова «POTIVS» и «ALICVIVS», создавая цезуру между описанием волос Магдалены и сравнением с «бородатым мужчиной».


    Упоминание Ордена Христа, которым был награжден художник, на некоторое время внесло путаницу в датировку картины. Дело в том, что следуя указаниям Паломино в его биографии Риберы, искусствоведы считали, что награждение произошло в 1644 году, то есть на 13 лет позже даты окончания картины, указанной в подписи. Поэтому была выдвинута версия, что либо картина на самом деле написана намного позже, и «1631 год» указан ошибочно с какой-то неустановленной целью; либо же надпись была добавлена позднее. Согласно другому предположению, латинское выражение «Christi cruce insignitus» следовало толковать не как «Христовым крестом награждённый», а в переносном смысле, как обозначение верующим Риберой того духовного состояния, в которым он находился, создавая это полотно. Но в середине ХХ века был обнаружен документ, из которого стало ясно, что Паломино ошибся и награждение Орденом Христа художника Риберы имело место 29 января 1626 года из рук папы Урбана VIII, за пять лет до указанной в подписи даты. Это свидетельство сгладило все противоречия[3].


    После своего создания картина обратила на себя внимание публики — так, венецианский посол Маркантонио Падованино написал на родину из Неаполя 11 февраля 1631 года (за несколько дней до окончания полотна), о том, что бородатая женщина позировала художнику во дворце вице-короля. Он описывает свое удовольствие при виде этого прекрасно выполненного портрета: «В комнатах вице-короля был очень знаменитый художник, писавший портрет замужней женщины из Абруццо, родившей много детей, у которой было полностью заросшее лицо с бородой, длиннее, чем в ладонь. Все её груди волосаты, и Его Превосходительство имел удовольствие продемонстрировать мне её, как необыкновенную вещь, каковой она действительно и является»[4]. Этот источник подтверждает дату, указанную на полотне.


    Хотя современному зрителю этот портрет кажется весьма необычным и, пожалуй, уникальным, эта картина на самом деле принадлежит к обширной испанской традиции изображения монстров, уродцев и карликов, возникшей еще в период Возрождения — той же самой традиции, которая включает цикл шутов Веласкеса. Не является это произведение и уникальным – до наших дней дошел еще один испанский портрет бородатой женщины, который написал сорока годами ранее фра Хуан Санчес Котан — «Портрет Бригиды дель Рио, бородачки из Пеньяранды» (Retrato de Brigida del Rio, la Barbuda de Penaranda, 1590 год, Прадо).

    ДОП.ИНФ
    АВТОРСКИЕ ПРАВА
     
     SATOR.ucoz.ru старается СТРОГО соблюдать Закон авторства. ВСЕ материалы имеют указание автора и / или ссылку на исходный материал. Компилятивные материалы имеют список использованных работ.
    При обнаружении материалов не соответствующих вышеприведенным Правилам - нижайще прошу сообщить по АДРЕСУ
    Материалы помещаются на
    SATOR.ucoz.ru БЕЗ СОГЛАСОВАНИЯ с Авторами (при всем желании это не получатся). НО при малейшем писке протеста или замечании материал снимается НЕМЕДЛЕННО и НАВСЕГДА.