Главная | Регистрация | Вход
...
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
СРОЧНО ! ВАЖНО ! [0]
ДОСТОЙНО ВНИМАНИЯ [0]
ЭТО ИНТЕРЕСНО МНЕ, МОЖЕТ И ВАМ? [0]
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 66
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    статистика посещений сайта
    Радуйтесь Я пришел : SATOR.ucoz.ru
    адрес

    Дата редакции 2014.01.26

    Моцарт: гений и несчастье


    Вадим ЭРЛИХМАН

    журнал GEO, 0000г,
    №00, стр:111-122


    Творческое напряжение, не отпускавшее Моцарта всю жизнь, сам он описывал так:

    «Я буквально увяз в музыке!»

    /MUZIC/MOZART/PICTURE/MozGeo02.gif250 лет назад в Зальцбурге на свет появился ребенок, чье имя быстро стало синонимом гармонии. Ему рукоплескали короли, а после смерти никто не мог отыскать его бедняцкую могилу. Блетящая и несчастная жизнь Вольфганга АмадеяМощарта уложилась всего в 35 лет.

    Он родился в середине просвещенного XVIII столетия, когда даже короли не считали зазорным учиться музыке, а посещение концертов и оперы, стало любимым развлечением власть имущих. Любой уважающий себя правитель стремился залучить к себе лучших музыкантов. Леопольд Моцарт тоже играл при дворе - четвертую скрипку в оркестре зальцбургского архиепископа. Скоро он стал известным композитором и теоретиком. Его «Опыт обучения игре на скрипке» вплоть до XX века считался лучшим пособием. Платили музыкантам не очень-то щедро, но двадцати флоринов в месяц все же хватало на содержание не слишком большой семьи. У Леопольда и Анны Марии Моцартов родилось семеро детей. Выжили только двое. Дочь Мария Анна и сын Вольфганг. Дома их ласково называли - Наннерль и Вольфгангерль.

    Мальчик рос веселым: его смех весь день раздавался в мрачноватом дворе дома Хагенауэра, где Моцарты снимали квартиру. Плакал он только тогда, когда его не пускали к отцу, когда тот сочинял музыку. А если сестра садилась за клавесин, он пристраивался рядом и пытался стучать пальчиком по клавишам.


    /MUZIC/MOZART/PICTURE/Mother.gif

    /MUZIC/MOZART/PICTURE/MozMal.gif

    Мать композитора Анна Мария Моцарт, урожден­ная Пертль (1720-1778)


    Когда ему было три с половиной, родители обнаружили, что Вольфгангерль извлекает из инструмента мелодию. Позже Наннерль писала: «На четвертом году жизни отец, как бы шутя, начал учить его играть на клавесине отдельные менуэты и пьесы. Ученику требовалось всего полчаса на то, чтобы разучить менуэт и затем совершенно очаровательно, в строгом ритме, сыграть его».


    Музыка между клякс

    Однажды маэстро застал сына с пером в руках. «Сочиняю концерт для клавира», - заявил четырехлетний карапуз. Посмотрев на бумагу, Леопольд увидел не только кляксы, но и ноты, которые складывались в написанное по всем правилам музыкальное произведение. Это было настоящее чудо, и пораженный отец поклялся посвятить свою жизнь таланту Вольфганга.

    Леопольду не пришлось заставлять сына заниматься. Напротив, его приходилось чуть ли не силой оттаскивать от инструмента. «Иначе он день и ночь просидел бы за клавесином или за сочинением», - писала сестра. Поскольку Вольфганг к шести годам уже мог соперничать с лучшими виртуозами Европы, отец решил, что пора представить вундеркинда музыкальному миру. Наннерль тоже оказалась очень одаренной исполнительницей, и в январе 1762 года Леопольд с детьми отправился в Вену, где правили император Франц I и его супруга Мария Терезия.


    /MUZIC/MOZART/PICTURE/HouseHagenauera4.gif

    Дом Хагенауэра в Зальцбурге. Комната, в которой 27 января 1756 года родился Моцарт, находилась на четвертом этаже


    Чудо из Зальцбурга

    При дворе маленькие виртуозы давали концерты две недели и произвели фурор. Вольфганг играл на скрипке, органе и клавесине. Шутки ради император однажды закрыл клавиши инструмента платком - мальчик сыграл, ни разу не сбившись. Детская непосредственность музыканта еще больше расположила к нему слушателей. Однажды он споткнулся на скользком полу и упал. И когда шестилетняя дочь императора протянула руку, чтобы помочь ему подняться, мальчик воскликнул: «Вы славная, я хочу на вас жениться!» Это была Мария Антуанетта - будущая королева Франции, сложившая голову на плахе.

    /MUZIC/MOZART/PICTURE/Famaly3.gif

    После успеха в Вене, Моцарты отправились в турне по Европе - Мюнхен, Брюссель, Лондон, Париж. Мальчишкой восхищались в Лувре, и он принимал это, как должное. Когда всесильная фаворитка короля маркиза Помпадур не захотела его поцеловать, он воскликнул: «Подумаешь, да кто она такая! Меня целовала сама императрица!»

    Старый Леопольд грустно усмехался - он-то знал, что для господ они с сыном просто шуты, потешающие публику.

    В конце 1769 года отец и сын отправились в Италию - признание в этой стране было необходимо для любого, кто хотел сделать карьеру композитора. В Риме Моцарт прослушал кантату Miserere, ее разрешалось играть только музыкантам папы римского. Ноты запрещалось переписывать, но мальчик легко записал сложную кантату по слуху. Восхищенный понтифик наградил его орденом Золотой шпоры, дававшим право на потомственное дворянство и титул рыцаря. Впрочем, Вольфганг остался к этому равнодушен. Гораздо больше его обрадовало избрание в члены Филармонической академии Болоньи - высшая почесть для композиторов той эпохи.

    Но время всеобщих восторгов заканчивалось. 14-летний композитор вызывал куда меньше умиления, чем шестилетний, а кое-кто уже воспринимал его как опасного соперника. Первая опера Моцарта «Мнимая простушка», написанная в Вене в 1768 году, так и не была поставлена из-за интриг венских придворных музыкантов. Кто-то из них обронил: «Если мальчик будет продолжать в том же духе, мы все останемся без работы».


    Слуга «барана в митре»

    В конце 1771 года умер престарелый зальцбургский архиепископ фон Шраттенбах, у которого служили отец и сын Моцарты. Когда-то он запер юного Вольфганга в одной из комнат замка, чтобы убедиться, что тот сам пишет музыку. И все же старик был добр - это стало ясно теперь, когда его сменил новый архиепископ. Граф Иероним фон Коллоредо по отношению к Моцарту повел себя, как обычный феодальный деспот. Он заставлял его вместе с другими слугами каждое утро являться во дворец в лакейской ливрее. Свободолюбивому Вольфгангу это было не понраву. В кругу знакомых он называл Коллоредо «бараном в митре архиепископа», и вскоре об этом узнал его высокопреосвященство. Фон Коллоредо был в бешенстве. Неблагодарный раб тяготится службой - значит, его надо заставить работать. И никаких поездок больше!


    Почти пять лет Моцарт безвылазно провел в Зальцбурге. Из-под его пера выходило множество произведений - симфонии, сонаты, концерты. Но не оперы - их было негде ставить, в городе не было театра. Леопольд выпросил у баварского курфюрста заказ для сына - написать оперу-буфф для весеннего карнавала. В начале 1775 года «Мнимую садовницу» поставили в Мюнхене. Вольфганг писал матери: «После каждой арии поднимался жуткий вой с аплодисментами и криками «Браво, маэстро!» В толпе зрителей только один не аплодировал и презрительно кривил губы - архиепископ Коллоредо. Ему не нравились все эти почести, от которых его слуга мог еще больше возомнить о себе.

    Архиепископ еще долго не хотел отпускать свое-го музыканта. Но старый Леопольд «задействовал» всю свою дипломатию - и осенью 1777 года Моцарт с матерью выехали из Зальцбурга (отца мстительный Коллоредо так и не отпустил).


    Девушка, которой не мил

    Вольфганг направился в Мангейм, надеясь снискать расположение курфюрста. Голову кружила свобода, за ней пришла и любовь. В доме переписчика нот Вебера Вольфганг познакомился с хорошенькой 15-летней Алоизией, мечтавшей стать певицей. Он тут же забыл про быстро таявшие деньги, про визиты к курфюрсту с просьбами о месте - все мысли заполнила девушка с большими серыми глазами и серебристым голосом. Моцарт взялся обучать Алоизию музыке, принимая ее восторги за любовь. Догадавшись, в чем истинная причина частых визитов сына к Веберам, мать сообщила об этом в Зальцбург. Леопольд ужаснулся: он мечтал сосватать Вольфгангу богатую наследницу, а не дочь переписчика без гроша в кармане! Он приказал сыну немедленно оставить Мангейм, и тот подчинился. Отец был для него «вторым Богом».


    Вольфганг с матерью поехали в Париж, но не нашли там никакой поддержки. Друг Моцарта-старшего барон Гримм писал: «Чтобы здесь пробиться, необходимы пронырливость и подлость. Думая о карьере вашего сына, я пожелал бы ему иметь вдвое меньше таланта и вдвое больше ловкости». Увы, во Франции Анна Мария Моцарт заболела и умерла.


    Похоронив мать, Моцарт поспешил вернуться в Мангейм, к своей возлюбленной. Увы, в его отсутствие Алоизия успела не только стать певицей, но и завоевала сердца богатых поклонников. Теперь скромный музыкант был ей не нужен, о чем она прямо и заявила. Бросившись к клавесину, Моцарт пропел сочиненную тут же арию: «Я бросаю девушку, которой не мил!»


    И вновь постылый Зальцбург, опять служба у архиепископа... Коллоредо упорно не желал отпускать своего раба. Когда тот пришел просить об отставке, гофмейстер пинком спустил его с лестницы. Впечатлительный Моцарт свалился в горячке, и только после этого злополучное прошение было подписано. В июне 1782 года композитор покинул дворец свободным - и нищим.


    Констанца

    Удача! Император Иосиф, сын покойной Марии Терезии, заказал ему оперу «Похищение из сераля». Из Вены Моцарт восторженно писал отцу: «Город полон цветов и музыки. Даже ночью здесь распахиваются окна, и горожане аплодируют ночным певцам. А наш гнусный Зальцбург в это время храпит!» Героиню оперы - невесту дворянина, которую тот освобождает из гарема, - звали Констанцей. Как и младшую сестру коварной Алоизии.

    К тому времени семья Веберов перебралась в Вену. Моцарт снял комнату в их доме, и скоро у него с Констанцей завязался роман. О намерении жениться Моцарт сообщил отцу в довольно откровенном письме: «Я слишком люблю свое здоровье, чтобы иметь дело с потаскухами, поэтому не вижу для себя ничего более необходимого, чем жена. И вообще мой темперамент располагает к спокойной домашней жизни».

    Леопольд был в гневе: сын, которому он отдал всю жизнь, ослушался его! В сухом ответном послании он все же дал согласие на брак, но добавил: «Отныне я не могу больше рассчитывать на помощь сына. Впрочем, и тебе не следует ожидать помощи от своего отца». В августе 1782 года молодые обвенчались. С отцом Вольфганг так и не виделся до самой его смерти в 1787 году.

    Ко времени женитьбы Моцарт стал кумиром венцев благодаря «Похищению из сераля» - первой опере, где зрители следили за увлекательным сюжетом, а не просто наслаждались голосами певцов. Он стал первым композитором, чью музыку слушали не только аристократы. Билеты на его концерты были нарасхват, доходило даже до дуэлей! Для своих выступлений он сочинил серию блестящих «Венских концертов для фортепьяно». Его вдохновение питала счастливая семейная жизнь - они с Констанцей нашли друг друга: оба веселые, любящие тратить деньги направо и налево. На каждый гонорар закупалось шампанское и устраивалась пирушка для всех желающих. Потом деньги кончались, и они оставались в пустой нетопленой квартире.

    Дети

    Однажды приятель застал их танцующими - не от большого веселья, а чтобы согреться. Временами супруги пытались вести запись расходов, как добропорядочные бюргеры. Сохранилась тетрадь, где на первой странице рукой Моцарта написано: «26 мая, два ландыша - крейцер. Певчий скворец - четыре крейцера». На этом записи обрываются. Констанца родила мужу шестерых детей, но выжили только два сына - Карл Томас и Франц Ксавьер. Первый стал обычным чиновником. Второй пошел по стопам отца. Из Франца получился неплохой музыкант.




    Сыновья композитора: Карл Томас (1784-1858) и Франц Ксавьер (1791-1844)


    Слава Моцарта росла. В 1786 году ему вновь заказали оперу. Либретто написал при-дворный поэт аббат Лоренцо да Понте по мотивам пьесы Бомарше «Женитьба Фигаро».



    Консультант — Казанова

    Остроумная комедия, в которой слуги потешались над аристократами и церковью, была запрещена в Париже и Вене. Но хитрому аббату удалось убедить императора Иосифа: да Понте пообещал, что уберет из либретто все опасные места.

    Опера невиданным прежде образом сочетала прекрасные мелодии и увлекательный сюжет. Она превратилась в настоящий гимн третьему сословию - и во дворце это почувствовали. После премьеры в мае 1786 года опера была фактически запрещена. Но арии из «Женитьбы Фигаро» уже распевали повсюду. Особенно в Праге, куда Моцарт уехал работать над новой оперой «Дон Жуан».

    Либретто на тему легенды о великом распутнике сочинил опять же да Понте, но возможно, дело не обошлось без участия его друга Казановы. Известно, что все трое встретились в Праге в 1787 году. Прага рукоплескала «Дон Жуану», а в Вене опера провалилась. Моцарт утешал себя тем, что столица должна еще «дозреть» до его музыки.

    Денег не было совсем. Попытки найти место при дворе прусского короля принесли только заказ на несколько сонат. Моцарту приходилось за мизерные деньги писать сочинения для музыкантов-любителей из числа «братьев-масонов». В ложу композитор вступил, повинуясь моде, но не нашел ни понимания, ни благородства духа - те же мелочные интриги, что везде. В 1790 году Моцарт написал шуточную оперу «Так поступают все женщины». И опять невезение - умер император Иосиф: в обстановке траура шутки были неуместны. Вскоре знакомый композитора Эммануэль Шиканедер заказал ему для своего театра оперу «Волшебная флейта». Моцарт с азартом взялся за работу и за месяц превратил сырое либретто Шиканедера в истинно волшебное произведение. Образы мудрого Зарастро, зловещей Царицы Ночи, человека-птицы Папагено так полюбились публике, что на представления было невозможно попасть, но... все доходы от спектаклей достались Шиканедеру. А Моцарту, к тому времени уже тяжело больному, было нечем даже заплатить врачу.


    /HISTORY/ARXIVARIUS/Geniy_Zlodey/Masson1.gif


    Церемония посвящения в венскую масонскую ложу (1784 год). Моцарт изображен крайним из сидящих слева



    Черный человек

    Во время болезни к композитору явился таинственный незнакомец в черном и заказал ему «Реквием». На Моцарта это событие произвело глубокое впечатление, оно показалось ему предвестием скорой смерти. Тайна этого заказа раскрылась много лет спустя. Незнакомец оказался управляющим графа Вальзегг-Штуппаха. Овдовев, граф решил излить свою печаль по супруге в музыке - музыке Моцарта, которую хотел выдать за собственное сочинение.

    20 ноября 1791 года Моцарт слег окончательно. 4 декабря он сел в постели и проговорил слабым голосом: «Сегодня я умру. У меня на языке привкус смерти». Он попросил принести недописанную партитуру «Реквиема» и предложил присутствующим спеть вместе с ним. Когда дошли до первых тактов Lacrymosa, Моцарт прервал пение. Его душили слезы. В ночь после исполнения этой великой похоронной мессы Моцарт умер.


    Гений и злодейство

    Памятник

    Памятник Моцарту  на кладбище Святого Марка в Вене


    После смерти 35-летнего композитора в Вене за-говорили о том, что Моцарта отравили. Тут же всплыло имя Сальери - придворного композитора, чьи оперы шли с успехом по всей Европе. Поклонники Моцарта считали, что Сальери, используя свое влияние, не давал проходу молодому гению и был причиной всех его бед. Мало кто знал, что Моцарт в последние годы жизни сдружился с Сальери. Он пригласил его на премьеру «Волшебной флейты» и после в письме вспоминал, с каким восторгом итальянец отзывался о сочинении. Никто не слышал, чтобы Сальери в чем-либо упрекал Моцарта - и все же обвинение преследовало его. Под конец жизни, впав в старческое слабоумие, итальянец утверждал, что совершил неслыханное преступление. В чем он себя винил, так и не выяснилось. Умер Сальери в лечебнице для умалишенных. Но легенда о злодеянии, совершенном из зависти, пошла гулять по свету. И впечатлила многих - от Пушкина до современного драматурга Питера Шеффера, автора пьесы «Амадей», по которой снял популярный фильм Милош Форман. Там Сальери не подливает яд в бокал соперника, он сам является к нему под видом зловещего незнакомца в черном, зная, что работа над «Реквиемом» отнимет у Моцарта последние силы. В убийстве Моцарта обвиняли и масонов, якобы мстивших за раскрытие их тайн в «Волшебной флейте». Подозревали даже... самого Моцарта, который якобы принимал мышьяк, пытаясь излечиться от сифилиса. Сегодня большинство исследователей считают, что Моцарт умер от ревматической лихорадки, осложнившейся сердечной недостаточностью. Да и лечили по тем временам просто убийственно - врачи выпустили из больного два литра крови.

    Похороны устроили самые дешевые - в отдельном гробу, но в общей могиле. Так хоронили бедняков, и обеспечить покойному более достойные проводы было некому. На похороны пришли всего 16 человек, включая Сальери. Убитая горем Констанца хоронить мужа не пошла. Лишь через 17 лет она собралась поклониться его праху, но к тому времени уже никто не мог указать место, где он покоится. Могила великого Вольфганга Амадея Моцарта так до сих пор и не найдена.



    GEO CОBETУET

    М. Брион. Моцарт. М, 2004

    Д. Вейс. Возвышенное и земное. М, 1970