Главная | Регистрация | Вход
...
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
СРОЧНО ! ВАЖНО ! [0]
ДОСТОЙНО ВНИМАНИЯ [0]
ЭТО ИНТЕРЕСНО МНЕ, МОЖЕТ И ВАМ? [0]
Поиск
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Наш опрос
ХОТИТЕ ЛИ ВЫ ЖИТЬ В ЕДИНОЙ СТРАНЕ?
Всего ответов: 93
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    статистика посещений сайта
    Борис КАМОВ
    П83()  239-264

               ПРАКТИКУМ ПО САМОВОСПИТАНИЮ

    Самовоспитание — это самостоятельное и целенаправленное развитие в себе тех способностей и черт характера, которых нам недостает, это стремление ликвидировать разрыв между тем, чего человек хотел бы достичь, и тем, что он пока может.

    Многие выдающиеся деятели прошлого и настоящего разрабатывали для себя индивидуальную методику самовоспитания, которая помогала им исправлять ошибки природы, развивать нужные нравственные качества.

    ...А. В. Суворов родился хилым. Мечтая о службе в армии, он еще в детстве стал обливаться холодной водой и заниматься гимнастикой. До глубокой старости великий полководец отличался неутомимостью и бодростью духа.

    Молодого советского летчика Николая Каманина должны были списать из авиации: у него начиналось заболевание сердца и нервной системы. Каманин подобрал для себя спортивно-гимнастический комплекс и полностью восстановил свое здоровье. Он прослужил в авиации еще тридцать с лишним лет. Герой Советского Союза генерал Н. П. Каманин готовил первых советских космонавтов.          ,

    В разные времена в разных странах существовали свои представления об идеале личности, свои специально разработанные кодексы и методы воспитания.

    Но нигде и никогда проблемы самовоспитания не ставились так широко,  как после революции в нашей стране.

    В 1922 году В. И. Ленин говорил об одной из главных трудностей, которая «лежит в нас самих»: «...В новом необыкновенно трудном деле надо уметь начинать сначала несколько раз: начал, уперлись в тупик — начинай снова, — и так десять p;rj переделывай, но добейся своего...»

    В нынешнюю эпоху нравственный идеал личности в нашей стране очерчен в Моральном кодексе строителя коммунизма. Вопросы самопознания, самосовершенствования и самовоспитания приобретают теперь особое значение. Советскому обществу нужны миллионы талантливых, образованных специалистов, способных развивать науку, создавать материальные, духовные, художественные ценности и при этом обладать высокой работоспособностью.

    Личность формируется под влиянием общества, но и яркая, целеустремленная личность воздействует на общество. Талантливый комсомольский вожак делает насыщенной и увлекательной общественную жизнь класса, школы, завода. Умелый председатель превращает отсталый колхоз в показательное, высокопродуктивное хозяйство. Открытие ученого совершает переворот в целой отрасли науки и промышленности.

    На всем лучшем, что создано человечеством, лежит печать личности. Мы говорим: закон Архимеда, эстетика Аристотеля, таблица Менделеева, теория относительности Эйнштейна, система Станиславского. Мировую космонавтику невозможно отделить от трех имен: Циолковский, Королев, Гагарин. На политическую жизнь планеты могучее воздействие оказывают идеи Ленина и Маркса.

    1

    Станешь ли ты личностью — это зависит только от тебя. Наше общество создает условия, но общество не будет вместо тебя учить бином Ньютона или обливаться по утрам холодной водой. Там, где школа «тянет» Машу или Колю на медаль, а бабушка пишет домашнее сочинение «Образ Татьяны», вырабатывается  антиличность  с  большим  потребительским  аппетитом.


    Личность начинается с решительного шага. К 12—14 годам, когда мы начинаем взрослеть, каждый должен уже знать, ком и каким хочет стать. И самостоятельно дополнять или исправлять

    уже полученное воспитание или образование. С годами многое будет уточняться и дополняться. Но первое решение должно быть принято как можно раньше. При этом следует учесть: мы живем  в  эпоху  всевозрастающих  психофизических  нагрузок.

    Представьте, какое напряжение испытывают: пилот реактивного самолета; машинист электропоезда, идущего со скоростью 160 километров в час (45 метров в секунду); водитель междугородного автобуса; телевизионный режиссер, ведущий передачу с места событий; вокзальный кассир в летние месяцы; хирург, делающий несколько операций в день; начальник конструкторского бюро в 150 человек; школьный учитель; абитуриент, поступающий в институт...

    Подсчитано: чтобы в наши дни сделать открытие, нужно оказаться способнее сотен ученых, работающих над той же проблемой в разных странах мира. А между тем врачи бьют тревогу: «помолодели» многие болезни, которые прежде считались старческими. Люди заболевают в разгар отлично сдаваемой сессии, за месяц до выхода первой книги, накануне защиты диссертации или просто без всякого видимого повода.

    Болезнь коронарных сосудов сердца «100 лет назад была медицинским курьезом», — читаем мы в книге Г. Косицкого «Цивилизация и сердце». Сейчас в США на долю сердечно-сосудистых заболеваний приходится от 50 до 70 процентов всех смертных случаев.

    Как же быть? Где выход? Бежать на необитаемый остров? Вести жизнь Робинзона? Но в давно прошедшие времена, ведя натуральное хозяйство, люди не всегда доживали и до 30 лет... Забиться «премудрым пескарем» в тихий угол: жить без волнений, без страстей, без физических и нравственных усилий? Но такая жизнь, во-первых, скучна и пуста. А во-вторых, инертность и вялость тоже разрушают организм, снижают его способность к сопротивлению инфекциям.

    Поэтому и в наш перегрузочный век должно любить, ненавидеть, бороться, отстаивать свои взгляды, самозабвенно трудиться,   ставить  перед  собой   великой   трудности  задачи,   добиваться их   осуществления,  ошибаться,   начинать  сызнова,  создавать  неповторимое.

    Идите навстречу всем сложностям и превратностям жизни, не опасаясь в 30—40 лет обрести гипертонию, нервное расстройство или «пробоину» в сердце, веря, что и к 80 годам вы сможете сохранить крепкое тело, ясную голову, желание и способность работать.

    Дело в том, что срывы, особенно в молодом возрасте, чаще всего случаются не потому, что исчерпаны резервы организма, а потому, что человек не умел и не умеет пользоваться громадными запасами своих сил, способностью нашего тела быстро восстанавливать энергию. Ученые в разных странах мира пришли независимо друг от друга к единому мнению: спасение от «болезней века» не в том, чтобы изобрести еще 100 тысяч лекарств, а в том, чтобы объяснить каждому из нас: «Спасение в тебе самом!»

    На помощь в борьбе с недугами придет наша природа, резервы и защитные силы нашего организма... если, конечно, мы научимся ему помогать.

    Средних дарований человек использует лишь 4 процента своих нервных клеток. Талантами и гениями становятся те, кому удается пробудить и вовлечь в работу хотя бы часть своих дремлющих клеток, поэтому у каждого есть возможность сделаться в б—10—20 раз умнее и способнее, особенно если с самого раннего детства начинается развитие его способностей.

    Велики и ресурсы нашего тела. Люди могут подымать тяжести, многократно превышающие их собственный вес, преодолевать вплавь большие расстояния, переносить высокие температуры и находиться в ледяной воде. О мощи нашего мышечного аппарата свидетельствует драматический случай.

    Космонавт Алексей Леонов во время тренировочного прыжка завис вниз головой: лямка парашюта обмотала его ногу и зацепилась за металлическую спинку, которая крепится за ранцем. Приземление вниз головой грозило верной гибелью. Леоноп, изловчившись,  отогнул   металлическую  спинку  и   вытащил   лямку.

    На земле, уже вчетвером, космонавты попытались ту же спинку разогнуть — не смогли...

    Таким образом, самовоспитание в нашу эпоху необходимо не только для развития в себе высоких нравственных и профессиональных качеств, но и для того, чтобы суметь использовать громадные резервы нашего мозга и тела.

    Из  чего  же складывается  система  самовоспитания?

    Выберите достойную цель. Только она придаст смысл всем вашим усилиям, направит в одну сторону ваши помыслы и деяния. Даже если спустя какое-то время ваши жизненные планы изменятся, вы к этому моменту успеете обрести очень важное качество — целеустремленность.

    Путь многих выдающихся деятелей начинался в юности и даже в детстве. Пушкин рано начал писать. Шлиман мальчишкой задумал отыскать древнюю Трою. Генеральный конструктор космической техники Сергей Павлович Королев в юности строил планеры и сам на них летал.

    Целеустремленность физиологична и даже «выгодна» нам. Она позволяет держать все системы нашего организма в состоянии высокой активности. Не случайно, что деятели науки и искусства, одержимые своим творчеством, доживали до глубокой старости, до последних дней сохраняя способность работать и создавать.

    В. Гёте в 74 года пишет знаменитую «Мариенбадскую элегию», Д. Верди в 80 лет создает оперу «Фальстаф». 82 года прожил Л, Толстой, 86 — И. Репин, 94 — Б. Шоу, почти 100 лет — скульптор С. Коненков, на сотом году жизни скончался казахский поэт Джамбул. Профессор Б. Букреев в 96 лет написал учебник по высшей геометрии. Мыслящий человек долго сохраняет творческую молодость.

    И наоборот. Бесцельно живущие люди быстро стареют. Способности их рано гаснут.

    Воспитывайте волю — это наш главный инструмент в борьбе за самих себя. Волевые люди средних способностей нередко   достигали   многого.   Безвольные   таланты,   как   правило, ничего. Редкий образец безволия продемонстрировал выдающийся американский шахматист Роберт Фишер. Он малодушно не явился на матч с Анатолием Карповым и корону чемпиона мира, которой добивался много лет, сдал без единого боя.

    Что же такое воля? Умение делать то, что надо. И тренировать ее можно, как мышцы, методом всевозрастающих нагрузок, начиная с минимальных. Не хочется ставить на место книгу — поставьте. Не хочется звонить по делу — позвоните. «Что назначено непременно исполнить, то исполняй несмотря ни на что... Что исполняешь, исполняй хорошо» (Л. Толстой). Вскоре вы с удивлением обнаружите: стоит вам приказать самому себе, и какой-то механизм внутри вас быстро, даже радостно выполнит команду.

    Укрепляйте тело. В наш век человек мало двигается. На работу, в институт, даже в школу ездят на автобусе или в метро. В квартиру нас нередко подымает лифт. Отдых в субботу или воскресенье порой проходит у телевизора.

    Умственные и нравственные перегрузки истощают нервную систему. Недостаток мышечных усилий истончает и сужает кровеносные сосуды.

    Каждый день, как бы он ни был перегружен, следует начинать с зарядки в комнате, во дворе или соседнем парке. Потраченное время, многократно умноженное, вернется к вам в виде стойкой и высокой работоспособности. Вы сбережете годы жизни на том, что перестанете болеть. Или станете болеть гораздо реже.

    Комплекс упражнений выберите себе сами по своим возможностям и вкусу. Это может быть обычная гимнастика, подобная той, что проводится по радио, упражнения с эспандером, гантелями. Самое главное — упражнения должны стать регулярными, во время гимнастики следует сосредоточиться на тех упражнениях, которые вы делаете. Выполнять утреннюю программу, а в это время слушать музыку или следить за интересной сценкой под окном — значит тратить время на 3/4 впустую.  Следите  за  своим   самочувствием.  Желательно  еженедельно понемногу увеличивать нагрузки... В число ваших упражнений может войти и популярный теперь «бег трусцой». Напомним главные рекомендации, изложенные в книге Г. Гилмора «Бег ради жизни». Основной принцип Артура Лидьярда, изобретателя «бега ради жизни» — «тренироваться, но не перенапрягаться». Для неподготовленного бегуна рекомендуются «минимальные пробежки». Для молодых людей — в течение пяти минут. Для пожилых — еще меньше.

    Важно установить «равномерный темп на протяжении всей пробежки». Затем постепенно увеличивать время до 16 минут и больше. «Не набрасывайтесь на бег трусцой, — предупреждает А. Лидьярд, — как бык на. ворота». В первую неделю нужно уметь себя сдерживать. Не гнаться за скоростью и километражем. Главная цель тренировок —- выработка ритма и обретение выносливости.

    Берегите и укрепляйте свой мозг. Он требует внимания, заботы и... умелого обращения. А большинство из нас совершают варварство — долгое время совсем его не загружают, обрекая на почти полное бездействие, а затем устраивают аврал: подготовка к экзаменам с ночными бдениями, сдача курсового проекта, домашнего сочинения или научной, запланированной работы. Наш мозг в авральных ситуациях спасает только огромный запас прочности. Но невропатологи и психиатры могут подтвердить: это не всегда проходит бесследно.

    Первое непременное условие нормальной и безотказной работы нашего мозга — дышать круглые сутки, даже во сне, только носом. Кто еще не умеет, должен терпеливо учиться. Дыхание носом круглые сутки не только предохраняет от простуды и микробов, не только увеличивает на 15 процентов количество вдыхаемого воздуха, но и резко улучшает деятельность мозга. Педиатры хорошо знают: дети, у которых не в порядке носоглотка, отстают в развитии.

    Для освежения мозга, для пробуждения бездействующих клеток индийские мудрецы несколько тысячелетий назад разработали  попеременное  дыхание  разными  ноздрями.   Зажимается   правая. Медленный вдох левой. На одну-две секунды зажимаются обе. Затем медленный выдох правой. Вдох правой. Опять зажимаются обе. Выдох левой. Это один цикл. Начинать лучше всего с трех циклов, прибавляя по одному в неделю, пока не дойдете до 20.

    Той же цели служит массаж шеи, ушей, лба над бровями и всей поверхности головы от лба до затылка. Если во время работы почувствуете, что «заело» и голова отказывается работать, не спешите варить кофе. Подышите, помассируйте голову, после этого постарайтесь несколько минут ни о чем не думать. Мозг передохнет и с новыми силами включится в работу.

    Укреплению мозга способствуют перевернутые позы. Хорошо, если вы их включите в утренний комплекс. В журнале «Индия», в книге А. Миланова, И. Борисовой «Упражнения йогов» (на украинском   языке)   вы   найдете   описание   некоторых   упражнений.

    Учитесь есть. Мы за день съедаем гораздо больше того, что нам нужно. Переваривание пищи, особенно плохо разжеванной, требует больших затрат энергии. Организм вынужден ее отбирать у главного потребителя «топлива» — нашего мозга. Вот почему «сытое брюхо к науке глухо». И даже среди дня после обильной еды клонит в сон.

    Существует легенда, что каждому человеку суждено за свой век съесть строго определенное количество пищи. Чем меньше он будет есть, тем дольше проживет. В разных странах предостережение от обильной еды звучит по-разному. На Востоке говорят: завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу.

    Чтобы меньше есть, не испытывая чувства голода, нужно научиться медленно жевать. Сосредоточьтесь на том, что вы едите, ощутите вкус хлеба, молока, сыра, овощей. Получайте удовольствие от того, что вы едите.

    Нужно не только меньше есть, но и больше пить. (Имеется в виду Н20!) День лучше всего начинать кружкой холодной или горячей воды. И понемногу пить, если имеется такая возможность, на протяжении  всего дня. Это улучшит работу  кишечника и почек. Благотворно скажется на самочувствии и работоспособности: организм не будет отравлять себя продуктами собственной жизнедеятельности.

    2

    Во всяком деле необходима система. Это не каприз педантов. Система — всегда обобщение опыта. Не зря говорят: «Умный учится на чужих ошибках, глупый — на своих». Система позволяет «автоматизировать» второстепенное (вы не глядя включаете свет, на ощупь снимаете с полки, с привычного места, нужную вам книгу), система раскрывает «секрет» той или иной производственной операции (даже в гастрономе вы всегда отличите опытного продавца от новичка). Система оберегает нашу нервную систему от перегрузок, экономит силы, время (иногда годы!) и служит гарантией качества нашего труда.

    Это в равной мере относится и к умственной деятельности. Один решает математическую задачу за пять минут, потому что ему известен кратчайший способ. А другой тратит целый день, потом не спит ночь, и решение его оказывается громоздким, а следовательно, непригодным.

    Вот почему сейчас уже в детских садах учат писать, читать, предлагают специальные игры, которые развивают сообразительность и пространственное мышление, в начальной школе проходят элементы высшей математики, а инженеров готовят с учетом запросов 2000 года.

    И все же нас мало обучают технике самостоятельной умственной работы: как обдумать прочитанную книгу, увиденный фильм, услышанный важный разговор? Что нужно уметь, чтобы отстоять свою точку зрения или доказать ошибочность чужой? Как составить план классного сочинения или дипломной работы? Многим приходится открывать эту технику для себя самостоятельно (в наше время это так же «рентабельно», как учиться добывать огонь с помощью сухой палочки и мха).

    Общие принципы организации умственной деятельности между тем разработаны и проверены давно. Мы ограничимся самыми общими советами.


    Обуздайте свой ум. Представьте: вы сели за стол, чтобы написать заметку в стенгазету. По дороге домой вам в голову приходили точные и хлесткие мысли. Вы заранее предвкушали, как удивится редактор, когда завтра все это прочтет. А товарищи будут стоять возле стенда толпами. Вот вы придвинули бумагу, отвинтили колпачок ручки с золотым пером — в тот же миг все ваши замечательные мысли разбежались в стороны, словно шаловливые дети. Ладяо, вздохнули вы, завтра. А назавтра все повторилось сначала.

    Об эти «невинные» шалости ума разбилось немало многообещающих судеб. Люди, созданные потрясти мир величайшими открытиями и произведениями искусства, оставались пустоцветами. Их трагедию рождал «пустяк» — рассеянное внимание.

    Силы ума сравнивают с потоком воды или солнечного света. Если вяло текущую речку перегородить плотиной, она становится мощной и глубоководной. Если в фокусе линзы собрать рассеянные солнечные лучи, они превращаются в узкий испепеляющий поток.

    Плотиной ума, его линзой становится способность к сосредоточению. Л. Н. Толстой оставил почти 100 томов своих сочинений; он с юношеских лет находил время и возможность записать или продиктовать свои мысли.

    Способностью подолгу сосредоточиваться на одной мысли отличался Томас Эдисон. Он подарил человечеству фонограф, прадедушку нынешнего проигрывателя и магнитофона,  ему принадлежит  идея  строительства   домов  из   крупных     железобетонных блоков,  он усовершенствовал  телефон, электрическую лампочку, пишущую машинку,  киносъемочную камеру и  т.  п.

    Наполеон на войне умел на 20—30 минут совершенно выключаться из окружающей обстановки. За эти полчаса он рассчитывал все возможные  варианты ходов противника.

    Способность к сосредоточению, как мышцы, как волю, можно развивать упражнениями с возрастающей нагрузкой. Начните с самых простых.

    Вы держите авторучку. Какого она цвета? Формы? В чем особенность  ее  конструкции?  Вы  смотрите  на  репродукцию  картины: кто на ней изображен? Во что одет? Что выражает лицо персонажа? Какие цвета помогают воссоздать атмосферу картины? «Прокрутите» в памяти основные эпизоды фильма, который вы смотрели вчера... Попытайтесь со всеми подробностями увидеть лица главных персонажей произведения.

    Упражнений много. В индийских общеобразовательных школах сосредоточению учат прямо на уроках. Учитель выстраивает весь класс. Велит поджать левую или правую ногу. Ребята держат перед собой сложенные ладони и закрывают глаза. Только абсолютное внимание дает возможность удержаться в этой позе. Стоит на мгновение отвлечься — и теряешь равновесие.

    Упражнения на сосредоточение успокаивают, приучают ум подолгу останавливаться на тех предметах и темах, которые вы ему подскажете. Развитое внимание — гарантия отличной памяти, больших аналитических и творческих способностей.

    Учитесь думать. Процесс думания начинается с проговарива-ния про себя тех сведений, которые нуждаются в осмыслении. Допустим, поссорились два ваших приятеля. Чтобы понять, кто виноват, вы пересказываете самому себе, что сделал первый, а потом второй. И сопоставляете.

    Известный русский дипломат А. А. Игнатьев, автор книги «50 лет в строю», решая какую-либо проблему, расчерчивал лист бумаги пополам. Слева он писал все доводы «за», справа — «против».

    Вообще процесс думания похож на разговор двух собеседников, где один спрашивает, а другой отвечает. В прошлые века многие ученые труды писались в виде диалога. Если вы откроете «Диалоги» Платона, выдающегося философа древности (см. главы «Критон» и «Федон»), вы получите наглядное представление о процессе размышления «на два голоса».

    Учитесь говорить. Живописцы мыслят образами, ученые — формулами, композиторы — звуками, но главным средством оформления  наших   мыслей   остается   слово.   Нельзя     научиться думать, не умея говорить. Когда мы видим на экранах своих телевизоров Ираклия Андроникова, мы прежде всего подпадаем под волшебство свободно льющейся одухотворенной речи. Люди, свободно владеющие живым словом, становятся редкостью. Красноречию не учат ни филологов, ни юристов, ни инженеров. Утрачивается искусство полемики и блестящего научного спора. Что же требуется для умения говорить?

    а)   Пополните свой словарный запас. Наша словарная кладовая лучше всего пополняется во время чтения художественной литературы, когда в тетрадь или на отдельные листочки выписываются необычные или понравившиеся слова, обороты или целые отрывки. Николай Васильевич Гоголь переписывал полюбившиеся ему стихи. А выдающийся советский писатель Всеволод Иванов вспоминал, чго он переписывал целые тома Л. Толстого и Чехова, у него были тетради с выписками из словаря В. Даля, то есть родной язык он изучал так же тщательно, как некоторые изучают иностранный.

    Расширяет словарный запас заучивание стихов и прозаических отрывков, которые становятся как бы матрицами нашего мозга. Чем больше текстов хранит наша память, тем мозгу легче выдавать уже готовые словесные формы или отливать в своей «словолитне» фразы по заложенным в клетках образцам.

    б)  Стройте правильно свою речь. Каждое выступление, устное или письменное, должно быть кратко сформулировано на листке. Человек, который этого не делает, пустой болтовней отнимает чужое  время  и  нередко  становится  посмешищем.

    Готовясь к комсомольскому собранию или к диспуту, вы должны понять сами и отметить на бумаге: по какому поводу вы намерены выступить?.. Сформулируйте, что вы хотите доказать или опровергнуть... Запишите все доводы, которые вы намерены привести... Проверьте, насколько каждый из них убедителен... Чем вы намерены закончить свое выступление?

    Подготовку к собранию или диспуту вам облегчит магнитофон. Запишите на пленку приготовленную речь. Прослушайте ее. Довольны ли вы содержанием, темпом изложения? Обратите внимание,  как звучит ваш голос:   тихо или неестественно громко, робко или убежденно? Магнитофон позволит вам услышать себя со стороны, даст возможность выработать навыки оратора и полемиста.

    И пусть вторым • вашим техническим помощником станет пишущая машинка. Письмо, на которое вы потратите час, на машинке вы сумеете отпечатать за 16—20 минут. Научиться писать на машинке гораздо легче, нежели кажется. Особенно если вы найдете в магазине или в библиотеке самоучитель машинописи.

    ...Количество информации в мире каждые 10—15 лет удваивается. А большинство из нас читает медленно, мы по давней привычке мысленно проговариваем каждый слог. К счастью, процесс нашего чтения можно ускорить в несколько десятков раз. Для этого необходимо: а) сосредоточиться на том, что вы намерены читать; б) отключить механизм проговаривания, чтобы он не задерживал вас; в) читать сперва целыми фразами «мама купила молоко», потом целыми строчками «мама купила молоко в соседнем магазине за углом». Со временем вы обретете умение схватывать одним взглядом целые абзацы.

    Мысленное проговаривание текста позволяет считывать не более 200 слов в минуту, то есть меньше одной машинописной страницы. О. Бальзак читал со скоростью 4000 слов за те же 60 секунд. Необыкновенно быстро читали А. С. Пушкин, Н. Г. Чернышевский, А. М. Горький, В. И. Ленин.

    Сейчас во многих странах созданы институты динамического чтения. Возникают они и у нас. Уроки скорочтения печатали журнаи   «Техника —  молодежи»  и  «Комсомольская правда».

    Но какова бы ни была скорость вашего чтения, усвойте себе несколько старых правил:

    Приступая к книге, предварительно ознакомьтесь с ней: найдите аннотацию на обратной стороне титульного листа, просмотрите оглавление, обратите внимание на иллюстрации. Тогда вы поймете, чего можно ждать от этой книги. И ваше чтение станет направленным.

    А дочитав книгу, кратко сформулируйте сущность того, что вы узнали.  Что хотел сказать своим  произведением автор?  Согласны ли вы с ним? А как бы вы повернули события произведения?

    ...Вы прикоснулись к горячему утюгу — в тот же миг рука сама отдернулась. Вы поскользнулись, и, прежде чем успели что-нибудь понять, мышцы спины, рук, ног пришли в работу и не позволили вам упасть. Кто же привел их в действие? Особый таинственный механизм нашего мозга, который называется подсознанием. Он неутомим, почти не знает усталости. На него приходится 9/10 всей мыслительной деятельности мозга. Но самое удивительное, что механизмом подсознания можно пользоваться сознательно. Это открывает большие перспективы интеллектуального и духовного развития.

    Предположим: вы пишете курсовую работу. Соберите факты. Обдумайте каждый из них. После этого прикажите вашему подсознанию: «Я хочу, чтобы собранный материал был всесторонне классифицирован и проанализирован. Я жду ответа через три дня».

    В назначенный срок вы ощутите, что в голове многое прояснилось и вы готовы все записать. А если собранных фактов недостаточно, то вы отчетливо увидите, в каком разделе у вас пробел. Восполните его. И поручите подсознанию «просчитать» все снова.

    Вот почему «утро вечера мудренее», всякая написанная работа должна хотя бы немного полежать, и никогда не нужно спешить во время важного разговора или при ответе на экзамене: подсознанию необходимо время, чтобы подготовить точный и ясный ответ,

    ...Бывают счастливые дни, когда спорится работа. И радость от того, что наш разум и наши руки способны создавать, столь велика, что мы готовы работать и утром, и днем, и ночью, нам не до еды и не до кино. Мы спешим использовать каждую минуту этого волшебного состояния, когда отчетливо сознаешь, что тебе все по силам, и боишься только одного: что какой-нибудь прозаический пустяк, никчемный телефонный разговор выбьют из этого состояния.

    Стефан Цвейг написал о том, как даже люди незначительных способностей в короткие периоды восхитительных взлетов создавали неповторимые произведения и делали величайшие открытия. Это были «звездные часы человечества».

    Возможно, что эти «звездные часы» соответствовали биологическим ритмам этих людей.

    Существует физический цикл в нашем биоритме, он длится 23 дня; эмоциональный цикл продолжается 28 дней, а интеллектуальный — 33 дня. Первая половина этих циклов дает взлет физического, эмоционального и интеллектуального состояния, а вторая — спад. Во вторую половину своего месячного биологического цикла человек допускает наибольшее количество ошибок. У работников транспорта именно в эту пору чаще всего происходят аварии. Вот почему в Японии за биологическим ритмом служащих следят с помощью ЭВМ, а в Швейцарии выпущены даже специальные наручные часы. Поставленные один раз, они показывают не только время и день недели, но и отмечают, в какой половине своего биологического цикла находится их владелец.

    Тиканье внутренних «часов-ходиков» не у всех одинаково, но у большинства их ритм совпадает. Это позволило ученым точно отмерить часы наибольшей и наименьшей работоспособности. Самое продуктивное время — с 9 до 14 и с 16 до 20 часов. А к сведению любителей ночных бдений перед экзаменами, время с часа ночи до четырех самое «глухое». В эти часы минимальное давление крови, минимальная частота дыхания, а с двух до четырех — состояние минимальной физической активности. Так что, прислушиваясь к стуку «часиков», мы можем существенно облегчить нашу жизнь.

    С помощью специальной таблицы, напечатанной в журнале «Наука и жизнь» за 1973 год, № 3, каждый имеет возможность высчитать границы своего биоритма.



    НА ГЛАВНУЮ ... ПРОДОЛЖЕНИЕ