-
(шумер. Бильга-мес - возможна интерпретация этого имени как "предок-герой"), полулегендарный правитель Урука, герой эпической традиции Шумера и Аккада.
-
-
«Эпос о Гильгамеше» представлен как дополнение один другого трех дошедших до нас текстов. Самые древние тексты свидетельствуют о событиях 27в.доНЭ.
-
Окончательный вариант эпоса относится к 1500 — 1000 гг. доНЭ
-
Первооткрывателем Эпоса является Джордж СМИТ (0000 - 1876)
-
-
И.В. Кувшинская:
-
-
[ ] Исторические свидетельства
-
[ ] Шумерские сказания
-
[ ] Великий аккадский эпос
-
[ ] История открытия
-
[ ] СОДЕРЖАНИЕ Эпоса
-
[ ] ТЕКСТ
-
-
=== Исторические свидетельства
-
-
Эпические тексты считают Гильгамеша сыном героя Лугальбанды и богини Нинсун. "Царский список" из Ниппура - перечень династий Двуречья - относит правление Гильгамеша к эпохе I династии Урука (к. 27-26 вв. до Н.Э.). Гильгамеш является пятым царем этой династии, чье имя следует за именами Лугальбанды и Думузи, супруга богини Инанны. Гильгамешу также приписывается божественное происхождение: "Бильгамес, чей отец был демон-лила, эн (т.е. верховный жрец) Кулабы". Продолжительность правления Гильгамеша "Царский список" определяет в 126 лет.
-
-
Шумерская традиция помещает Гильгамеша как бы на грани легендарного героического времени и более близкого исторического прошлого. Начиная с сына Гильгамеша продолжительность лет правления царей в "Царском списке" становится более близкой к срокам человеческой жизни. Имена Гильгамеша и его сына Ур-Нунгаля упомянуты в надписи общешумерского святилища Туммаль в Ниппуре в числе правителей, строивших и перестраивавших храм.
-
-
В эпоху I Династии Урук был окружен стеной протяженностью в 9 км, строительство которой связывается с именем царя Гильгамеша. Пять шумерских героических сказаний повествуют о деяниях Гильгамеша. Одно из них - "Гильгамеш и Агга" - отражает реальные события конца 27 в. до Н.Э. и рассказывает о победе, одержанной царем над осадившим Урук войском города Киша.
-
-
=== Шумерские сказания
-
-
В сказании "Гильгамеш и гора бессмертного" герой возглавляет поход юношей Урука в горы, где они срубают вечнозеленые кедры и побеждают чудовище Хумабабу. Плохо сохранившийся клинописный текст "Гильгамеш и небесный бык" рассказывает о борьбе героя с быком, посланным богиней Инанной на погибель Уруку. Текст "Смерть Гильгамеша" также представлен лишь фрагментами.
-
-
Сказание "Гильгамеш, Энкиду и подземный мир" отражает космогонические представления шумеров. Оно имеет сложную композицию и распадается на ряд отдельных эпизодов.
-
-
В предвечные дни начала мира в саду Инанны было посажено дерево хулуппу, из которого богиня хотела сделать свой трон. Но в его ветвях вывела птенца птица Анзуд, в стволе поселилась демон-дева Лилит, а под корнем стала жить змея. В ответ на жалобы Инанны Гильгамеш победил их, срубил дерево и сделал из него трон, ложе для богини и волшебные предметы "пукку" и "микку" - музыкальные инструменты, громкий звук которых заставлял без устали плясать юношей Урука. Проклятия потревоженных шумом женщин города привели к тому, что "пукку" и "микку" провалились под землю и остались лежать у входа в подземный мир. Энкиду, слуга Гильгамеша вызвался их достать, но нарушил магические запреты и был оставлен в царстве мертвых. Вняв мольбам Гильгамеша, боги открыли вход в подземный мир и дух Энкиду вышел оттуда. В последнем сохранившемся эпизоде Энкиду отвечает на вопросы Гильгамеша о законах царства мертвых.
-
-
Шумерские сказания о Гильгамеше являются частью древней традиции, тесно связанной с устным творчеством и имеющей параллели со сказочными сюжетами других народов.
-
-
=== Великий аккадский эпос
-
-
Мотивы героических сказаний о Гильгамеше и Энкиду были переосмыслены в величайшем памятнике литературы Древнего Востока - акккадском "Эпосе о Гильгамеше".
-
-
Эпос сохранился в трех основных версиях.
-
[ ] Это ниневийская версия из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала, восходящая ко второй половине II тыс. до Н.Э.; (1500 – 1000 г.доНЭ)
-
[ ] современная ей так называемая периферийная версия, представленная хетто-хурритской поэмой о Гильгамеше,
-
[ ] и наиболее древняя из всех старовавилонская версия. (дата???)
-
-
Ниневийская версия, согласно традиции, была записана "из уст" урукского заклинателя Син-леке-унинни, ее фрагменты найдены также в Ашшуре, Уруке и Султан-тепе.
-
-
При реконструкции эпоса учитываются все опубликованные фрагменты; несохранившиеся строки одного текста могут быть восполнены по другим версиям поэмы. "Эпос о Гильгамеше" изложен на 12 глиняных таблицах; последняя из них композиционно не связана с основным текстом и является дословным переводом на аккадский язык последней части сказания о Гильгамеше и дереве хулуппу.
-
-
-
=== История открытия
-
-
История открытия эпоса в 70-хх годах 19 в. связана с именем Джорджа Смита, сотрудника Британского музея, который среди обширных археологических материалов, присылаемых в Лондон из Месопотамии, обнаружил клинописные фрагменты сказания о Потопе. Доклад об этом открытии, сделанный в конце 1872 в Библейском археологическом обществе, произвел сенсацию; стремясь доказать подлинность своей находки, Смит в 1873 отправился на место раскопок в Ниневии и нашел новые фрагменты клинописных табличек. Дж. Смит умер в 1876 в разгар работы над клинописными текстами во время третьей поездки в Месопотамию, завещав в своих дневниках последующим поколениям исследователей продолжить начатое им изучение эпоса.
-
-
На русский язык "Эпос о Гильгамеше" переводили в начале 20 в. В.К.Шилейко и Н.С.Гумилев. Научный перевод текста, сопровождаемый подробными комментариями, был издан в 1961 И.М. Дьяконовым.
-
-
СОДЕРЖАНИЕ
-
-
-
рассказывает о царе Урука Гильгамеше, безудержная удаль которого причиняла много горя обитателям города. Решив создать ему достойного соперника и друга, боги слепили из глины Энкиду и поселили его среди диких зверей.
-
-
-
посвящена единоборству героев и их решению употребить во благо свои силы, нарубив в горах драгоценный кедр.
-
Их сборам в дорогу, путешествию и победе над Хумбабой посвящены III, IV и V таблицы.
-
-
-
близка по содержанию к шумерскому тексту о Гильгамеше и небесном быке. Гильгамеш отвергает любовь Инанны и укоряет ее за вероломство. Оскорбленная Инанна просит богов создать чудовищного быка, чтобы уничтожить Урук. Гильгамеш и Энкиду убивают быка; не в силах отомстить Гильгамешу, Инанна переносит свой гнев на Энкиду, который слабеет и умирает.
-
-
-
Рассказ о его прощании с жизнью (VII таблица)
-
-
-
плач Гильгамеша по Энкиду (VIII таблица) становятся переломным моментом эпического сказания. Потрясенный гибелью друга герой отправляется на поиски бессмертия.
-
-
-
Его странствия описаны в IX и X таблицах. Гильгамеш скитается в пустыне и достигает гор Машу, где люди-скорпионы стерегут проход, через который восходит и заходит солнце. "Хозяйка богов" Сидури помогает Гильгамешу найти корабельщика Уршанаби, переправившего его через гибельные для человека "воды смерти". На противоположном берегу моря Гильгамеш встречает Утнапиштима и его жену, которым в незапамятные времена боги подарили вечную жизнь.
-
-
-
содержит знаменитый рассказ о Потопе и строительстве ковчега, на котором Утнапиштим спас от истребления человеческий род. Утнапиштим доказывает Гильгамешу, что его поиски бессмертия тщетны, поскольку человек не в силах победить даже подобие смерти - сон. На прощание он открывает герою секрет растущей на дне моря "травы бессмертия". Гильгамеш добывает траву и решает принести ее в Урук, чтобы дать бессмертие всем людям. На обратном пути герой засыпает у источника; поднявшаяся из его глубин змея съедает траву, сбрасывает кожу и как бы получает вторую жизнь. Известный нам текст XI таблицы заканчивается описанием того, как Гильгамеш показывает Уршанаби воздвигнутые им стены Урука, надеясь, что его деяния сохранятся в памяти потомков.
-
-
-
композиционно не связана с основным текстом и является дословным переводом на аккадский язык последней части сказания о Гильгамеше и дереве хулуппу.
-
-
-
-
-
И.В. Кувшинская