Цвет ГЛАВНАЯ | SATOR.ucoz.ru |
АДРЕС | АВТОРА |
КРАСНЫЙ КОНЬ |
|
![]() |
|
КУПАНИЕ КРАСНОГО КОНЯ, 1912г
Петров-Водкин К.С. 1839-1939
Козьма Сергеевич Петров-Водкин, 2008.
E-mail администратора: sveta {а} kozma-petrov.ru
http://www.kozma-petrov.ru
Показанная в 1912 году на выставке "Мира искусства" картина "Купание
красного коня" была воспринята зрителями как художественное откровение,
став самым знаменитым произведением Петрова-Водкина.
Здесь художнику с редкой силой удалось добиться возведения "момента
живой натуры" в "вечную реальную окаменелость" живописного шедевра,
соединившего в себе общечеловеческие нравственные и художественные
традиции.
При работе над "Купанием красного коня" между первым вариантом
композиции и окончательным ее решением в картине был еще один эскиз
маслом (местонахождение неизвестно, сохранилась фотография).
Композиционно близкий к картине, отличающийся лишь в деталях, он все же
весьма далек от нее в образном плане. Конь в этом втором варианте уже
превратился из реальной деревенской лошади в того чудо-коня, которого мы
видим и на картине.
Купающийся мальчик исчез и еще не заменен мальчиком, держащим за поводья
коня, появившимся у левого края картины. Всадник справа остался тот же,
но пейзаж упростился и, за исключением песчаной косы справа, близок к
окончательному решению.
Наконец, центральная фигура всадника, крепко опиравшегося (в первом
варианте) левой рукой о круп коня, посажена в той же не очень устойчивой
позе, что и на картине. Сопоставление эскизов позволяет убедиться в
том, что главный рубеж в создании композиции был уже преодолен, когда
Петров-Водкин приступал ко второму ее варианту. Сильнейшее воздействие на художника в процессе его работы над "Купанием красного коня" оказала встреча с русскими иконами. Она не была первой, но следует иметь в виду, что истинные художественные достоинства древнерусской иконы были до рубежа 1900-х и 1910-х годов сокрыты и лишь наиболее просвещенные ценители и собиратели о них догадывались Расчистка от позднейших наслоений, начавшаяся около этого времени, привела к открытию русской иконы как явления искусства мирового значения. Иконы, собиравшиеся до тех пор, главным образом как памятники древнего благочестия, оказались произведениями живописи редкостной красоты и духовной чистоты. Все это не могло пройти мимо внимания Петрова-Водкина, остро чувствовавшего свою кровную связь с национальной культурой и живо интересовавшегося древнерусской стенописью и иконописью. Бывая в московских собраниях, Петров-Водкин видел только что расчищенные, сияющие красками иконы, и они все больше привлекали его, так как отвечали его собственным поискам монументальной формы и ясного пластического решения станковой картины философского содержания. Очевидно, иконы произвели на него такое впечатление, что он переосмыслил образный строй уже начатой в эскизе картины и самое ее содержание. Таким образом, переход от первого ко второму варианту был обусловлен сильным художественным "шоком", заставившим Петрова-Водкина по-новому взглянуть на задачу картины и вообще своей живописи, решительно обратившим его взоры к богатейшему наследию древнерусского искусства. Теперь Петров-Водкин писал не только и не столько купание лошадей. Он хотел передать в своей картине ощущение каких-то самому ему еще не вполне ясных, но томивших его предчувствий очистительных перемен во всей жизни страны. Набатный красный цвет коня звучал как призыв к новой жизни, неведомой и прекрасной. Неконкретность своих предчувствий невольно подтвердил сам Петров-Водкин, сказавший через два года после создания картины, когда началась мировая война, что "у него неожиданно для него самого мелькнула мысль - так вот почему я написал "Купание красного коня". С большим, кажется, основанием он мог бы сказать это спустя еще три года - с наступлением кроваво-красной революции 17-го года. Это было то смутное, но пророческое предчувствие, даром которого наделены истинные поэты и художники. Итак, от гнедой деревенской лошадки первых набросков Петров-Водкин приходит к богатырскому красному коню, дивному своей мощной статью. Облик его больше связан с образами старой русской былины и песни, чем с реальной лошадью. Цвет его - тот "красный", что в народных песнях означает "красивый", "добрый", "сильный", "славный". Таким образом, как сказочно могучая фигура коня, так и его цвет становятся в картине метафорой. |
|
ДопИнформация |
|
1. Достояние Республики, 1971, 2 сер. ![]() |
|
к/ф Расписание на завтра1978г Тема Красного коня | |
АВТОРСКИЕ
ПРАВА
SATOR.ucoz.ru
старается СТРОГО соблюдать Закон авторства. ВСЕ материалы
имеют
указание автора и / или ссылку на исходный материал. Компилятивные
материалы имеют список использованных работ. При обнаружении материалов не соответствующих вышеприведенным Правилам - нижайще прошу сообщить по АДРЕСУ Материалы помещатся на SATOR.ucoz.ru БЕЗ СОГЛАСОВАНИЯ с Авторами (при всем желании это не получатся). НО при малейшем писке протеста или замечании материал снимается НЕМЕДЛЕННО и НАВСЕГДА. SATOR.ucoz.ru
|