Антон
Семёнович Макаренко (1 (13) марта 1888, Белополье Сумского уезда
Харьковской губернии — 1 апреля 1939, станция Голицыно под Москвой) —
советский педагог и писатель.
Свидетельством международного признания
А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего
четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ
веке. Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон
Макаренко.
Биография
Антон Семёнович Макаренко
родился 13 марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской
губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских. У
него был младший брат Виталий, впоследствии поручик, белый
офицер-марковец, который надолго пережил брата и оставил о нём ценные
воспоминания.
* В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище.
* В 1901 году с семьёй переехал в Крюков, (в настоящее время район города Кременчуга Полтавской обл.).
* В 1904 окончил четырёхклассное училище в Кременчуге и одногодичные педагогические курсы (1905).
* В 1905 году работал там же учителем в железнодорожном училище, затем на станции Долинская.
* 1914—1917 гг. — учёба в Полтавском учительском институте, который он
закончил с золотой медалью. Тема диплома была весьма «щекотливой» —
«Кризис современной педагогики».
* В 1916 был призван в армию, но по слабости зрения демобилизован.
* В 1917—1919 был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских.
* В 1919 г. переехал в Полтаву.
По
поручению Полтавского Губнаробраза организовал трудовую колонию для
несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы, в
1921 году колонии было присвоено имя М. Горького, в 1926 году колония
была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом; заведовал ею
(1920—1928), с октября 1927 года до июля 1935 года был одним из
руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в
пригороде Харькова, в которых продолжил на практике воплощать
разработанную им педагогическую систему. М.Горький интересовался
педагогической деятельностью А.Макаренко, оказывал ему всяческую
поддержку. Педагогические достижения выдвинули Макаренко в число
известных деятелей советской и мировой культуры и педагогики.
Член Союза советских писателей (с 1934 года).
С
1 июля 1935 года переведён в Киев, в центральный аппарат НКВД УССР, где
работал на должности помощника начальника отдела трудовых колоний до
ноября 1936 года. Некоторое время — до переезда в марте 1937 г. из Киева
в Москву, руководил педагогической частью трудовой колонии № 5 в
Броварах под Киевом.
После переезда в Москву занимался в основном
литературной деятельностью, публицистикой, много выступал перед
читателями, педагогическим активом. Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 31.01.1939 г. награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Незадолго до кончины, в феврале 1939 года подал заявление о принятии его
кандидатом в члены ВКП(б).
Скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно 1 апреля 1939 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Творчество
В
1914 или 1915 году написал первый рассказ, послал его Максиму Горькому,
но тот признал рассказ слабым в литературном отношении. После этого
Макаренко в течение тринадцати лет писательской деятельностью не
занимался, но вёл записные книжки. Переписка Горького и Макаренко
продолжалась с 1925 по 1935 год. После посещения колонии для
несовершеннолетних Горький посоветовал Макаренко вернуться к
литературной работе. После книг о коммуне имени Ф. Э. Дзержинского «Марш
30 года» (1932) и «ФД — 1» (1932) было закончено главное художественное
произведение Макаренко — «Педагогическая поэма» (1933-1935). В
последние годы жизни Макаренко продолжил работу как над художественными
произведениями — «Флаги на башнях» (1938), так и над автобиографическими
материалами — повесть «Честь» (1937—1938), роман «Пути поколения» (не
закончен). Кроме того он продолжает активно разрабатывать методику
педагогической деятельности и воспитания в целом, публикует ряд статей. В
1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа
«Методика организации воспитательного процесса». Летом-осенью 1937 года
выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях
Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды.
Деятельность
и труды педагога получили высокую оценку Л. Арагона, А. Барбюса, Д.
Бернала, У. Бронфенбреннера, А. Валлона, В. Галля, А. Зегерс, Я.
Корчака, С. Френе и других деятелей культуры и образования.
Ведущее
место в зарубежном «макаренковедении» занимает основанная в 1968 году в
ФРГ лаборатория по изучению наследия А. С. Макаренко, являющаяся
подразделением самого крупного учреждения педагогического «остфоршунга» —
исследовательского центра сравнительной педагогики Марбургского
университета. Там была предпринята попытка издания трудов Макаренко на
немецком и русском языках с восстановлением цензурных купюр, но в 1982,
после выхода семи томов, издание было прекращено.[2]
В 2003 г. в
Москве впервые осуществлено издание «Педагогической поэмы» без цензурных
сокращений. Редактор издания — научный сотрудник Педагогического музея
А. С. Макаренко Светлана Сергеевна Невская.
Сам А. С. Макаренко так подводит итог своих трудов в эпилоге «Педагогической поэмы»: «
Мои горьковцы тоже выросли, разбежались по всему
советскому свету, для меня сейчас трудно их собрать даже в воображении.
Никак не поймаешь инженера Задорова, зарывшегося в одной из грандиозных
строек Туркменистана, не вызовешь на свидание врача Особой
Дальневосточной Вершнева или врача в Ярославле Буруна. Даже Нисинов и
Зорень, на что уже пацаны, а и те улетели от меня, трепеща крыльями,
только крылья у них теперь не прежние, не нежные крылья моей
педагогической симпатии, а стальные крылья советских аэропланов. И
Шелапутин не ошибался, когда утверждал, что он будет лётчиком; в лётчики
выходит и Шурка Жевелий, не желая подражать старшему брату, выбравшему
для себя штурманский путь в Арктике. ... и
Осадчий — технолог, и Мишка Овчаренко — шофёр, и мелиоратор за Каспием
Олег Огнев и педагог Маруся Левченко, и вагоновожатый Сорока, и монтёр
Волохов, и слесарь Корыто, и мастер МТС Федоренко, и партийные деятели —
Алёшка Волков, Денис Кудлатый и Волков Жорка, и с настоящим
большевистским характером, по-прежнему чуткий Марк Шейнгауз, и многие,
многие другие. ... — ... Мальчики? Линзы с точностью до микрона? Хе-хе! Но
уже пятьсот мальчиков и девчат бросились в мир микронов, в тончайшую
паутину точнейших станков, в нежнейшую среду допусков, сферических
аберраций и оптических кривых, смеясь, оглянулись на чекистов. — Ничего, пацаны, не бойтесь, — сказали чекисты. Развернулся
в коммуне блестящий, красивый завод ФЭДов, окружённый цветами,
асфальтом, фонтанами. На днях коммунары положили на стол наркома
десятитысячный «ФЭД», безгрешную изящную машинку. Многое уже прошло, и
многое забывается. Давно забылся и первобытный героизм, блатной язык и
другие отрыжки. Каждую весну коммунарский рабфак выпускает в вузы
десятки студентов, и много десятков их уже подходят к окончанию вуза.»
Цитаты Макаренко …наши дети — это наша старость. Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома. «Наше
педагогическое производство никогда не строилось по технологической
логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в
области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем
сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление
личности, когда её начинают воспитывать?» Отказаться от риска — значит отказаться от творчества. Моя
работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с
беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых
дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов
по отношению к беспризорным употреблять не нужно .. (Макаренко А. С.,
ПСС, т.4, М.1984, с.123). Книги — это переплетённые люди. «Вы
можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до
придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой,
знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И
наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и
приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на
каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не
заслужите, кроме презрения…» Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив С
вершин «олимпийских» кабинетов не различают никаких деталей и частей
работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом
кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких
материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… «Олимпийцы»
презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших
педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле
собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого
технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому
воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств —
самое отсталое.
Последователи
Одним из
распространённых приёмов критиков системы А. С. Макаренко было и
остаётся утверждение, что эта система хорошо работала якобы только в
руках своего создателя. Это опровергается как подробным выверенным
описанием системы в произведениях самого А. С. Макаренко (поневоле и
преимущественно в виде художественно-научного изложения), так и успешной
многолетней деятельностью целого ряда его последователей.
Среди
наиболее известных последователей и продолжателей деятельности А. С.
Макаренко из его воспитанников нужно назвать в первую очередь Семёна
Афанасьевича Калабалина [1903-1972] и его супругу Галину Константиновну
[1908-1999] [4] (в «Педагогической поэме» — Семён Карабанов и Галина
Подгорная («черниговка»)) и А. Г. Явлинского (1915—1981) [5] (отца
известного политического деятеля Г. А. Явлинского).
Среди
последователей, не являвшихся непосредственно воспитанниками Антона
Семёновича, известны фамилии проф., д.п.н. В. В. Кумарина [1928-2002]
(начал с успешного внедрения Системы Макаренко в детском доме
Владимирской обл., затем трудился в России и на Украине, обе диссертации
посвящены изучению Системы Макаренко), Г. М. Кубракова (Казахстан) и
др.
Произведения
* Электронный архив произведений А. С. Макаренко
* «Мажор» (1932; пьеса)
* «Марш 30 года» (1932)
* «ФД—1» (1932; очерк)
* «Педагогическая поэма» (1925—1935).
* «Педагогическая поэма» (с испр. замеч.
опечаток, восст. буква «ё», появилось оглавление)
* «Педагогическая поэма» (первое полное издание от 2003 г., науч. ред.,
сост. и прим. С. С. Невская, обнародовано в сети по решению рук. ЦВР
им. А. С. Макаренко (pdf))
* «Книга для родителей» (1937; художественно-теоретическое сочинение)
* «Честь» (1937—1938; повесть)
* «Флаги на башнях» (1938)
* «Флаги на башнях» (по бумажн. изд.
испр. многочисл. опечатки, восст. буква «ё», появилось
оглавление и пр.)
* «Методика организации воспитательного процесса»
* «Лекции о воспитании детей»
Фильмография
* Педагогическая поэма (1955)
* Флаги на башнях (1958)
* Большие и маленькие (1963) Учебные заведения
* Исследовательская лаборатория
«Воспитательная педагогика А. С. Макаренко» (Нижегородский
ГПУн-т)
* Сумской государственный педагогический университет им. А. С. Макаренко, (г. Сумы, Украина)
* Институт педагогики им. А. С. Макаренко (основан в 1960 г. в Гаване, р. Куба)
* Центр образования № 656 им. А. С. Макаренко САО г. Москвы
* Республиканская школа-интернат среднего (общего) образования с
гуманитарным профилем им А. С. Макаренко (Баку, Азербайджан)
* Школа № 1 им. А. С. Макаренко (с. Базаркурган, р.Киргизия)
* УВК «Школа-лицей» № 3, им. А. С. Макаренко (г. Симферополь)
* Школа им. А. С. Макаренко, (р. п. Даниловка, Волгоградской обл.)
* Школа № 6 им. А. С. Макаренко, (г. Арзамас, Нижегородская область)
* Школа № 22 им. А. С. Макаренко, (г. Воткинск, респ. Удмуртия)
Улицы
* Улица Макаренко (в г. Сочи)
* Улица Макаренко (Москва)
* Улица Макаренко (Новочеркасск)
* Улица Макаренко (Пермь)
* Переулок Макаренко (Санкт-Петербург)
* Улица Макаренко (Северодвинск)
* Улица Макаренко (Тула)
* Улица Макаренко (Дубна)
* Проезд Макаренко (г. Королёв Московской области)
* Улица Макаренко (в г. Находка, Приморский край)
* Микрорайон Макаренко (г. Старый Оскол Белгородской области)
Прочее
* Орден им. А. С. Макаренко
* Медаль А. С. Макаренко (Украина) «За достижения в области просвещения
и педагогической науки»(учреждена в 1958 году)
* Педагогический музей А. С. Макаренко, 121170, Москва, Поклонная ул., 16
* Музей А. С. Макаренко в с. Подворки (Куряж) Харьковской обл.
* Заповедник-музей А.Макаренко Министерства просвещения Украины 15018, Полтавский район, с. Коваливка
* Музей А. С. Макаренко в г. Белополье Сумской обл. belopolye@yandex.ru
* Педагогическо-мемориальный музей А. С. Макаренко в г. Кременчуге Полтавской обл.
* Библиотека имени Антона Семёновича Макаренко в Нижнем Новгороде
* Центральная библиотека им. А. С. Макаренко, Новосибирск
* Микрорайон Макаренко (город Старый Оскол)
* О IV-м межд. конкурсе им. А. С. Макаренко
* Сайт, посвящённый А. С. Макаренко; электронный архив произведений А. С. Макаренко
* Воспитательная колония для несовершеннолетних им. А. С. Макаренко
(быв. Куряжская колония) Харьковская область, село Подворки
Дергачёвского р-на
АВТОРСКИЕ
ПРАВА
SATOR.ucoz.ru
старается СТРОГО соблюдать Закон авторства. ВСЕ материалы
имеют
указание автора и / или ссылку на исходный материал. Компилятивные
материалы имеют список использованных работ.
При обнаружении материалов не соответствующих вышеприведенным Правилам
- нижайще прошу сообщить по АДРЕСУ
Материалы помещатся на SATOR.ucoz.ru БЕЗ
СОГЛАСОВАНИЯ с Авторами (при всем желании это не получатся). НО при
малейшем писке протеста или замечании материал снимается НЕМЕДЛЕННО и
НАВСЕГДА.