АДРЕС | SATOR.ucoz.ru |
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ 2012.10.03 | |
ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ | |
МАКАРЕНКО | |
... Задачи воспитания и образования это задачи государственной важности Пирогов НИ (1810-1881) | |
1. КНИГИ 2. ФИЛЬМЫ 3. МУЗЫКА 4. СТАТЬИ 5. КАРТИНЫ | |
![]() | |
МАКАРЕНКО Антон Семенович (1888-1939) | |
Педагогическая поэма | |
ИСТОЧНИК
© 2006-2012 Бесплатная виртуальная электронная библиотека "ВВМ". E-mail | |
Антон
Семёнович Макаренко (1 (13) марта 1888, Белополье Сумского уезда
Харьковской губернии — 1 апреля 1939, станция Голицыно под Москвой) —
советский педагог и писатель. Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко. Биография Антон Семёнович Макаренко родился 13 марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских. У него был младший брат Виталий, впоследствии поручик, белый офицер-марковец, который надолго пережил брата и оставил о нём ценные воспоминания. * В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище. * В 1901 году с семьёй переехал в Крюков, (в настоящее время район города Кременчуга Полтавской обл.). * В 1904 окончил четырёхклассное училище в Кременчуге и одногодичные педагогические курсы (1905). * В 1905 году работал там же учителем в железнодорожном училище, затем на станции Долинская. * 1914—1917 гг. — учёба в Полтавском учительском институте, который он закончил с золотой медалью. Тема диплома была весьма «щекотливой» — «Кризис современной педагогики». * В 1916 был призван в армию, но по слабости зрения демобилизован. * В 1917—1919 был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских. * В 1919 г. переехал в Полтаву. По поручению Полтавского Губнаробраза организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького, в 1926 году колония была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом; заведовал ею (1920—1928), с октября 1927 года до июля 1935 года был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, в которых продолжил на практике воплощать разработанную им педагогическую систему. М.Горький интересовался педагогической деятельностью А.Макаренко, оказывал ему всяческую поддержку. Педагогические достижения выдвинули Макаренко в число известных деятелей советской и мировой культуры и педагогики. Член Союза советских писателей (с 1934 года). С 1 июля 1935 года переведён в Киев, в центральный аппарат НКВД УССР, где работал на должности помощника начальника отдела трудовых колоний до ноября 1936 года. Некоторое время — до переезда в марте 1937 г. из Киева в Москву, руководил педагогической частью трудовой колонии № 5 в Броварах под Киевом. После переезда в Москву занимался в основном литературной деятельностью, публицистикой, много выступал перед читателями, педагогическим активом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31.01.1939 г. награждён орденом Трудового Красного Знамени. Незадолго до кончины, в феврале 1939 года подал заявление о принятии его кандидатом в члены ВКП(б). Скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно 1 апреля 1939 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Творчество В 1914 или 1915 году написал первый рассказ, послал его Максиму Горькому, но тот признал рассказ слабым в литературном отношении. После этого Макаренко в течение тринадцати лет писательской деятельностью не занимался, но вёл записные книжки. Переписка Горького и Макаренко продолжалась с 1925 по 1935 год. После посещения колонии для несовершеннолетних Горький посоветовал Макаренко вернуться к литературной работе. После книг о коммуне имени Ф. Э. Дзержинского «Марш 30 года» (1932) и «ФД — 1» (1932) было закончено главное художественное произведение Макаренко — «Педагогическая поэма» (1933-1935). В последние годы жизни Макаренко продолжил работу как над художественными произведениями — «Флаги на башнях» (1938), так и над автобиографическими материалами — повесть «Честь» (1937—1938), роман «Пути поколения» (не закончен). Кроме того он продолжает активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, публикует ряд статей. В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». Летом-осенью 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды. Деятельность и труды педагога получили высокую оценку Л. Арагона, А. Барбюса, Д. Бернала, У. Бронфенбреннера, А. Валлона, В. Галля, А. Зегерс, Я. Корчака, С. Френе и других деятелей культуры и образования. Ведущее место в зарубежном «макаренковедении» занимает основанная в 1968 году в ФРГ лаборатория по изучению наследия А. С. Макаренко, являющаяся подразделением самого крупного учреждения педагогического «остфоршунга» — исследовательского центра сравнительной педагогики Марбургского университета. Там была предпринята попытка издания трудов Макаренко на немецком и русском языках с восстановлением цензурных купюр, но в 1982, после выхода семи томов, издание было прекращено.[2] В 2003 г. в Москве впервые осуществлено издание «Педагогической поэмы» без цензурных сокращений. Редактор издания — научный сотрудник Педагогического музея А. С. Макаренко Светлана Сергеевна Невская. Сам А. С. Макаренко так подводит итог своих трудов в эпилоге «Педагогической поэмы»: « Мои горьковцы тоже выросли, разбежались по всему советскому свету, для меня сейчас трудно их собрать даже в воображении. Никак не поймаешь инженера Задорова, зарывшегося в одной из грандиозных строек Туркменистана, не вызовешь на свидание врача Особой Дальневосточной Вершнева или врача в Ярославле Буруна. Даже Нисинов и Зорень, на что уже пацаны, а и те улетели от меня, трепеща крыльями, только крылья у них теперь не прежние, не нежные крылья моей педагогической симпатии, а стальные крылья советских аэропланов. И Шелапутин не ошибался, когда утверждал, что он будет лётчиком; в лётчики выходит и Шурка Жевелий, не желая подражать старшему брату, выбравшему для себя штурманский путь в Арктике. ... и Осадчий — технолог, и Мишка Овчаренко — шофёр, и мелиоратор за Каспием Олег Огнев и педагог Маруся Левченко, и вагоновожатый Сорока, и монтёр Волохов, и слесарь Корыто, и мастер МТС Федоренко, и партийные деятели — Алёшка Волков, Денис Кудлатый и Волков Жорка, и с настоящим большевистским характером, по-прежнему чуткий Марк Шейнгауз, и многие, многие другие. ... — ... Мальчики? Линзы с точностью до микрона? Хе-хе! Но уже пятьсот мальчиков и девчат бросились в мир микронов, в тончайшую паутину точнейших станков, в нежнейшую среду допусков, сферических аберраций и оптических кривых, смеясь, оглянулись на чекистов. — Ничего, пацаны, не бойтесь, — сказали чекисты. Развернулся в коммуне блестящий, красивый завод ФЭДов, окружённый цветами, асфальтом, фонтанами. На днях коммунары положили на стол наркома десятитысячный «ФЭД», безгрешную изящную машинку. Многое уже прошло, и многое забывается. Давно забылся и первобытный героизм, блатной язык и другие отрыжки. Каждую весну коммунарский рабфак выпускает в вузы десятки студентов, и много десятков их уже подходят к окончанию вуза.» Цитаты Макаренко …наши дети — это наша старость. Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома. «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?» Отказаться от риска — значит отказаться от творчества. Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно .. (Макаренко А. С., ПСС, т.4, М.1984, с.123). Книги — это переплетённые люди. «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…» Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив С вершин «олимпийских» кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… «Олимпийцы» презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств — самое отсталое. Последователи Одним из распространённых приёмов критиков системы А. С. Макаренко было и остаётся утверждение, что эта система хорошо работала якобы только в руках своего создателя. Это опровергается как подробным выверенным описанием системы в произведениях самого А. С. Макаренко (поневоле и преимущественно в виде художественно-научного изложения), так и успешной многолетней деятельностью целого ряда его последователей. Среди наиболее известных последователей и продолжателей деятельности А. С. Макаренко из его воспитанников нужно назвать в первую очередь Семёна Афанасьевича Калабалина [1903-1972] и его супругу Галину Константиновну [1908-1999] [4] (в «Педагогической поэме» — Семён Карабанов и Галина Подгорная («черниговка»)) и А. Г. Явлинского (1915—1981) [5] (отца известного политического деятеля Г. А. Явлинского). Среди последователей, не являвшихся непосредственно воспитанниками Антона Семёновича, известны фамилии проф., д.п.н. В. В. Кумарина [1928-2002] (начал с успешного внедрения Системы Макаренко в детском доме Владимирской обл., затем трудился в России и на Украине, обе диссертации посвящены изучению Системы Макаренко), Г. М. Кубракова (Казахстан) и др. Произведения * Электронный архив произведений А. С. Макаренко * «Мажор» (1932; пьеса) * «Марш 30 года» (1932) * «ФД—1» (1932; очерк) * «Педагогическая поэма» (1925—1935). * «Педагогическая поэма» (с испр. замеч. опечаток, восст. буква «ё», появилось оглавление) * «Педагогическая поэма» (первое полное издание от 2003 г., науч. ред., сост. и прим. С. С. Невская, обнародовано в сети по решению рук. ЦВР им. А. С. Макаренко (pdf)) * «Книга для родителей» (1937; художественно-теоретическое сочинение) * «Честь» (1937—1938; повесть) * «Флаги на башнях» (1938) * «Флаги на башнях» (по бумажн. изд. испр. многочисл. опечатки, восст. буква «ё», появилось оглавление и пр.) * «Методика организации воспитательного процесса» * «Лекции о воспитании детей» Фильмография * Педагогическая поэма (1955) * Флаги на башнях (1958) * Большие и маленькие (1963) Учебные заведения * Исследовательская лаборатория «Воспитательная педагогика А. С. Макаренко» (Нижегородский ГПУн-т) * Сумской государственный педагогический университет им. А. С. Макаренко, (г. Сумы, Украина) * Институт педагогики им. А. С. Макаренко (основан в 1960 г. в Гаване, р. Куба) * Центр образования № 656 им. А. С. Макаренко САО г. Москвы * Республиканская школа-интернат среднего (общего) образования с гуманитарным профилем им А. С. Макаренко (Баку, Азербайджан) * Школа № 1 им. А. С. Макаренко (с. Базаркурган, р.Киргизия) * УВК «Школа-лицей» № 3, им. А. С. Макаренко (г. Симферополь) * Школа им. А. С. Макаренко, (р. п. Даниловка, Волгоградской обл.) * Школа № 6 им. А. С. Макаренко, (г. Арзамас, Нижегородская область) * Школа № 22 им. А. С. Макаренко, (г. Воткинск, респ. Удмуртия) Улицы * Улица Макаренко (в г. Сочи) * Улица Макаренко (Москва) * Улица Макаренко (Новочеркасск) * Улица Макаренко (Пермь) * Переулок Макаренко (Санкт-Петербург) * Улица Макаренко (Северодвинск) * Улица Макаренко (Тула) * Улица Макаренко (Дубна) * Проезд Макаренко (г. Королёв Московской области) * Улица Макаренко (в г. Находка, Приморский край) * Микрорайон Макаренко (г. Старый Оскол Белгородской области) Прочее * Орден им. А. С. Макаренко * Медаль А. С. Макаренко (Украина) «За достижения в области просвещения и педагогической науки»(учреждена в 1958 году) * Педагогический музей А. С. Макаренко, 121170, Москва, Поклонная ул., 16 * Музей А. С. Макаренко в с. Подворки (Куряж) Харьковской обл. * Заповедник-музей А.Макаренко Министерства просвещения Украины 15018, Полтавский район, с. Коваливка * Музей А. С. Макаренко в г. Белополье Сумской обл. belopolye@yandex.ru * Педагогическо-мемориальный музей А. С. Макаренко в г. Кременчуге Полтавской обл. * Библиотека имени Антона Семёновича Макаренко в Нижнем Новгороде * Центральная библиотека им. А. С. Макаренко, Новосибирск * Микрорайон Макаренко (город Старый Оскол) * О IV-м межд. конкурсе им. А. С. Макаренко * Сайт, посвящённый А. С. Макаренко; электронный архив произведений А. С. Макаренко * Воспитательная колония для несовершеннолетних им. А. С. Макаренко (быв. Куряжская колония) Харьковская область, село Подворки Дергачёвского р-на | |
АВТОРСКИЕ
ПРАВА
SATOR.ucoz.ru
старается СТРОГО соблюдать Закон авторства. ВСЕ материалы
имеют
указание автора и / или ссылку на исходный материал. Компилятивные
материалы имеют список использованных работ. При обнаружении материалов не соответствующих вышеприведенным Правилам - нижайще прошу сообщить по АДРЕСУ Материалы помещатся на SATOR.ucoz.ru БЕЗ СОГЛАСОВАНИЯ с Авторами (при всем желании это не получатся). НО при малейшем писке протеста или замечании материал снимается НЕМЕДЛЕННО и НАВСЕГДА. |
2