Семён Талейсник, Семь искусств, №3 • 01.04.2013 http://litbook.ru
Сделаем снисхождение великому живописцу или скидку на давность
изображённого им действа. Такое скопление людей вокруг операционного
стола, на котором хирург производит ортопедическую операцию, требующую
особой стерильности, асептики и антисептики, невольно демонстрирует её
многочисленные нарушения. Сам хирург работает без маски, впрочем, их нет
ни у кого. Некоторые действующие лица без колпаков. Также не видно
резиновых перчаток и почти у всех закатаны рукава по локоть.
Сегодня такого не встретишь - стерильные халаты закрывают всё, а на
руках стерильные резиновые перчатки, натянутые на обшлаг рукавов.
Наверное, в 1888 году этого ещё строго не требовали. Ведь только к
середине XIX столетия И. Земмельвейс и Н.И.Пирогов начали
внедрять важный профилактический метод асептики и антисептики в работу
хирургов.
Вернёмся к изображению действа. Хирург ударяет деревянным специальным
молотком по металлическому долоту, вставленному в бедро ноги,
поддерживаемой санитаром без колпака, а другую ногу держит, судя по
одежде, врач или фельдшер. Ноги придерживаются в удобном для действий
врача положении.
Лицо врача напряжено и кажется несколько покрасневшим от физического
напряжения. Его удары должны быть максимально точны, чтобы долото не
соскочило и не повредило соседние с местом операции сосуды и нервы.
По-видимому, операция проводится под масочным наркозом, и медсестра
внимательно следит за дыханием и состоянием зрачков пациента. За
переливанием крови следят другие сёстры и врачи.
Картина создаёт ощущение динамичности и, даже, некоторой суетливости происходящего.
|