ФИОЛЕ́ТОВЫЙ ЦВЕТ, ФИОЛЕ́ТОВЫЕ ГАРМО́НИИ (греч. yanthos — см.
тропы художественные;
фиалка; см. также
гармония;
фиолетовые краски;
цвет).
Фиолетовый не является основным тоном
спектра, или
хроматического ряда, поскольку получается от смешения
красного и
синего цветов.
Однако он входит в число
дополнительных тонов (дополнительным к фиолетовому является
желтый цвет; основными цветами считаются красный, желтый и
голубой).
В хроматической
гамме фиолетовому цвету, как производному, соответствует самая слабая музыкальная нота "си" (см.
цветомузыка, цветомузыкальное искусство). "Фиолетово" звучит струнный
музыкальный инструмент —
виола (отсюда его название).
Фиолетовый относится к глубоким, "низким" и холодным тонам (см.
тепло-холодные отношения тонов).
В поздней
античности и
Византии фиолетовый и
пурпурный цвета называли
блаттион.
Его считали "императорским" (см. также
порфира).
На Руси —
юбагр.
В
Средневековье, особенно в искусстве
Готики, в
витражах соборов чаще всего использовали фиолетовые гармонии — складывали вместе красные и синие
стекла.
Красный — цвет крови, синий — цвет
неба; все вместе, глубокий фиолетовый тон, — цвет молитвы (см.
средневековое искусство).
В
древнерусском искусстве этот
мистический тон использовали реже, он уступал место радостным, земным краскам: красный, белый,
зеленый и
охристый.
Фиолетовые
смальты, рядом с
золотыми и ярко-зелеными встречаются в византийских
мозаиках, в частности в
Равенне.
В
Англии периода
елизаветинского Ренессанса (вторая половина XVI в.) одежду фиолетового цвета могли носить только царствующие особы и члены королевской семьи.
Символику фиолетового цвета рассматривал в
"Учении о красках" Й. В. Гёте (см. также
символика звуков;
символика цветов;
цветозвук).
Иррациональность, мистичность фиолетовых тонов сделала фиолетовые гармонии особенно любимыми в искусстве
романтиков.
Фиолетовый — цвет идеалистического
символизма (см.
"серебряный век").
Русский
поэт А. А. Блок писал о том, что фиолетовый — это цвет мечты, мира идей и недосягаемого идеала.
Удивительные, загадочные фиолетовые гармонии демонстрирует
картина М. А. Врубеля "Сирень" (1900; см. т. 5, цв. ил. 18).
Глубокие фиолетовые, голубые,
розовые тона рядом с золотыми отблесками сверкают в
шедевре Врубеля "Демон поверженный" (см.
демон).
Блок также писал о "фиолетовых скрипках" и "пурпурно-лиловых" тонах и что "фиолетовый запад гнетет" (1904).
В речи "Памяти Врубеля", прочитанной на похоронах выдающегося художника 3 апреля 1910 г. на
Новодевичьем кладбище в
Петербурге, Блок создал "фиолетовую симфонию": "Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы...
Старый вечер льет и льет золото в синие провалы...
Снизу ползет синий сумрак ночи и медлит затоплять золото и перламутр.
В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное; в художнике открывается сердце пророка...
И золото горит, не сгорая...
Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным.
Он — вестник; весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера.
Демон его и Демон Лермонтова — символы наших времен:
Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет1
(сравн. Аи; "Царевна-Лебедь").
1 Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М. Л.: Худ. лит., 1962. Т. 5. С. 421—24.