Главная | Регистрация | Вход
...
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
СРОЧНО ! ВАЖНО ! [0]
ДОСТОЙНО ВНИМАНИЯ [0]
ЭТО ИНТЕРЕСНО МНЕ, МОЖЕТ И ВАМ? [0]
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Если бы Вы решали судьбу Николая 2
Всего ответов: 74
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    статистика посещений сайта

    ЭТАПЫ ЗАПОМИНАНИЯ

    Шерлок Холмс — это все-таки лишь литературный персонаж. Поэтому вернемся к разговору о логической памяти, а именно — к этапам логического запоминания. Их можно представить в виде таблицы:

    Таблица 7. Этапы логического запоминания
    Определение цели запоминания
    Понимание материала
    Анализ
    Соотнесение с конкретными задачами и целями
    Выделение наиболее значимого, существенного (смысловое ядро)
    Абстрагирование
    Установление связи между фрагментами текста
    Обобщение
    Выводы

    Мы достаточно говорили о роли мотивации и влиянии конкретных задач на наше восприятие. Степень понимания материала мы можем легко проверить, попытавшись составить план прочитанного и попытавшись пересказать. Анализ, абстрагирование, обобщение, синтез — это этапы логического анализа. О них мы расскажем выше. Теперь же постараемся применить знания на практике:

    Задание А. Прочтите текст и выделите в нем ключевые слова:

    Новгород в Средние века был крупнейшим торговым центром. Из Новгорода можно было легко добраться до Балтийского моря и в западные страны, до Владимирского княжества и до Волжской Болгарии, а там по Волге — в страны Востока. Мимо Новгорода проходил старинный водный путь из Скандинавии в Византию, «из варяг в греки», как его тогда называли. К новгородским пристаням на реке Волхов всегда приставало множество кораблей из различных стран и городов. В Новгород приезжали купцы из Германии, Швеции и других стран Европы. В Новгороде размещались иноземные торговые дворы — Немецкий и Готский. Из Новгорода вывозили меха, воск, мед, лен, моржовые клыки, кожи. В Новгород привозили заморские вина, медь, олово, оружие, украшения, сукна, сушеные фрукты, сладости.

    Господин Великий Новгород был самостоятельным феодальным государством. Он имел свои деньги, свои законы, свое войско. До XII века Новгород входил в состав Киевской Руси. Киевские великие князья сажали в Новгород на княжение своих старших сыновей и с их помощью держали город в повиновении. Но и тогда власть князя в Новгороде была сильно ограничена. Высшим органом управления в городе являлось вече — общее собрание всех мужчин. Вече собиралось по звону вечевого колокола.

    В мае 1136 года новгородское вече при участии жителей зависимых от Новгорода городов — Пскова и Ладоги — решило окончательно порвать с Киевом. Новгородцы выгнали князя из города и объявили Новгород республикой. С той поры новгородское вече само решало, какого князя пригласить в Новгород на княжение. Выбранный таким образом князь подписывал специальный договор и давал клятву соблюдать установленные правила. Князь не имел права приобретать землю на территории республики, вмешиваться в дела города. Он был наемным военачальником новгородского войска. Если князь не нравился, его изгоняли и приглашали другого.

    На вече обсуждались все важнейшие вопросы жизни города. Вопросы решались криком, голосом. Вечевые собрания проходили очень бурно. Иногда вече раскалывалось на две части и заканчивалось "жаркой схваткой на Волховом мосту. Новгородское вече выбирало правителей города: посадника, тысяцкого и архиепископа. Посадника и тысяцкого выбирали из среды знатных бояр. Посадник управлял городом и всей новгородской землей. Тысяцкий ведал торговыми делами. Архиепископ избирался из среды духовенства. Его называли «владыкой». Он был главой церкви Новгородской земли, но активно вмешивался в гражданские дела города.

    Задание Б. Придумайте символы для слов:
    а) торговый центр;
    б) путь из «варяг в греки»;
    в)народное вече.

    Задание В. Ответьте на вопросы:
    1.В чем принципиальное отличие Новгорода от других русских городов?
    2. Входил ли Новгород в состав Киевской Руси? Если да, то когда?
    3. Какие еще события, связанные с Новгородом, вы можете вспомнить?


    ТЕСТ      Логическая и механическая намять
    С помощью этого профессионального теста вы сможете исследовать свою логическую и механическую память посредством запоминания двух рядов слов.

    Попросите друга прочитать вам 15 пар слов первого ряда (интервал между парой — 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд). Запишите запомнившиеся слова правой половины ряда.

    Первый ряд  
    Второй ряд
    кукла — играть
    курица — яйцо
    ножницы — резать
    лошадь — сани
    книга — учитель
    бабочка — муха
    щетка — зубы
    барабан — пионер
    снег — зима
    петух — кричать
    чернила — тетрадь
    корова — молоко
    паровоз — ехать
    груша,— компот
    лампа — вечер
    жук — кресло
    гребень — земля
    компас — клей
    колокольчик — стрела
    синица — сестра
    лейка — трамвай
    мухомор — диван
    гребенка — ветер
    ботинки — самовар
    графин — брать
    спичка — овца
    терка — море .
    шляпа — пчела
    рыба — пожар
    пила — яичница

    Аналогичная работа проводится со словами второго ряда. Результаты записываются в таблицу теста и объем смысловой памяти, а также объем механической памяти — налицо.

    Объем
    смысловой памяти
    Объем
    механической памяти
    Количество слов первого ряда (al)Количество запомнив-
    шихся слов (М)
    Коэф-
    фициент смысловой памяти (cl=bl/al)
    Коли-
    чество слов второго ряда (а2):
    Количество запомнив-
    шихся слов (Ь2)
             
    Коэффи-
    циент механи-
    ческой памяти (с2=Ь2/а2)
       

    Задание. Попробуйте применить свои аналитические способности в этом задании, посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы. Свои размышления сравните с ответами, данными ниже.

    Вопросы:

    1.По течению или против него идет пароход?
    2. Какое время года изображено на рисунке?
    3. Глубокая или мелкая река в этом месте?
    4. Далеко ли до пристани?
    5. На каком берегу находится ближайшая пристань?
    6. Какое вреМя суток изображено на рисунке?

    /EDUCATION/CHUDINA/RIS_25_Derevo.gif

    Ответы:

    1. Деревянные треугольники, на которых укреплены бакены (маяки), всегда направлены углом против течения (о расположении деревянных треугольников можно судить по тому, как вода обтекает бакен). Следовательно, пароход идет вверх по реке.
    2. На рисунке видна стая птиц, они летят клином. Это журавли. Стайный перелет журавлей бывает весной и осенью. По деревьям на опушке леса можно определить, где юг: их кроны всегда гуще на южной стороне. Журавли летят в южном направлении. Значит, на рисунке изображена осень.
    З.Река в этом месте мелка: матрос, стоя на носу парохода, шестом измеряет глубину фарватера.
    4. Очевидно, причаливает к пристани: группа пассажиров, взяв вещи, приготовилась сойти с парохода.
    5. Отвечая на первый вопрос, мы определили, в какую сторону течет река. Чтобы указать, где правый и левый берега реки, следует стать лицом по течению. Мы знаем, что пароход причаливает к пристани. Видно, что пассажиры приготовились к выходу на ту сторону, откуда вы смотрите на рисунок. Значит, ближайшая пристань находится на правом берегу реки.
    6. На бакенах фонари. Ставят их вечером и снимают рано утром. Видно, что пастухи гонят стадо в деревню. Сопоставив эти два признака, приходим к выводу, что на рисунке показан конец дня.