Русские сказки, Русский дух, Дремучий лес, Размеры избушки на ножках соразмеримы с размерами Бабы Яги, Баба Яга – костяная нога, Парить в бане, Ступа - средство передвижения, Метла, На широкой лопате в печь - лечение припеканием, Между Жизнью и Смертью, Добром и Злом, Светом и Тьмой.
БАБА-ЯГА, в славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма.
Согласно сказкам восточных и западных славян. Б.-я. живёт в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей. Забор вокруг избы — из чечеловеческих костей, на заборе черепа, вместо засова — человеческая нога, вместо запороров — руки, вместо замка - рот с острыми зубами. В печи Б.Я старается изжарить похищенных детей. Она — антагонист героя прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т.п. В нек-рых сказках Б.-я. (Яга Ягишна, словевск. Ежи-баба) — мать змеев, противников богатыря.
Кроме образов Б.-я.— воительницы и похительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя.
У БЯ одна нога — костяная, она слепа (или у неё болят глаза), она — старуха с огромными грудями. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых.
Вместе с тем такие атрибуты Б.-я., как лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде инициации. Персонажи, сходные с Б Я в германской (Фрау Холле в нем.сказках), греческой (Калипсо ) в других мифологиях.
В. В. Иванов, В. Н. Топоров.
ХОЛЬДА, фрау Холле, Перхта, Берта, в германской низшей мифологии рождественский персонаж. Старуха - ведьма (у южных немцев, австрийцев), проносящаяся в новогодние ночи по небу во главе дикой охоты (ср. воплощения зимы и смерти типа славянской Марены, а также обычай «жечь фрау Холле» — разжигать новогодний огонь), или, напротив, добрая женщина в белых одеяниях, разносящая подарки хорошим людям и наказывающая плохих, особенно нерадивых прях (ср. австрийских ряженых — «красивых и ужасных перхт» с зооморфными чертами, «матушку Метелицу» нем. сказок). X.—покровительница младенцев, умерших некрещёными. Реликты древнего образа божества природы — связь X.с источниками, где, по некоторым поверьям она обитает, и атмосферными явлениями: когда X. выбивает перину — идёт снег, когда после долгих дождей появляется солнце — X. сушит своё покрывало и т. п.
М104()583
|