НОВАЛИС
(псевдоним Фридриха
фон Гарденберга)
[1772—1801] — немецкий писатель, один из
самых крупных представителей нем.
романтизма. Происходил из родовитой
дворянской семьи. Готовясь к чиновничьей
карьере, изучал юридические науки. Н.
неразрывно связан с так наз. первым
(иенским) кружком романтиков, со Шлегелем,
Тиком, Шлейермахером, Шеллингом. Особое
значение в биографии Н. имеют его
отношения к Софии Кюн — невесте писателя.
Под впечатлением ее ранней смерти
написаны знаменитые «Гимны
к ночи».
В творчестве Н. с
большой полнотой раскрывается реакционное
мировоззрение немецкого дворянства,
начинавшего терять социальную устойчивость
и пытавшегося противостоять влияниям
буржуазных революций.
Неустойчивость
социального бытия своей группы Н. пытался
преодолеть в противопоставлении остро
ощущаемой им «бренности» сущего миру
абсолютного, в котором компенсируются
ущербность, зыбкость, обреченность
деградирующего класса. Смерть в его
«Гимнах к ночи» [1800] вместе с ночами,
«вестницами бесконечных тайн»,
прославляется как соединение с
«настоящим», слабым отблеском которого
являются день и жизнь. Это настоящее
постигается не разумом, не наукой, а
поэтическим, духовным, непосредственным,
не осложненным пагубными премудростями
рационализма проникновением (интуицией).
Отсюда идеал непосредственно творящего,
ищущего вечного во временном, бесконечного
в конечном, наивного, не отягощенного
разумом поэта. Отсюда же исходит Н.,
провозглашая творчество «наивного, как
ребенок, народа» высшей философской
мудростью. Образ такого поэта дан им в
аллегорической сказке «Гиацинт и
роза», вставленной в философский
фрагмент «Ученики в Саисе» (основная
идея: мир науки — искусственный мир,
действительность же постигается не
разумом, а чувством), и в наиболее
значительном произведении Н. —
неоконченном романе «Гейнрих фон
Офтердинген» [1797—1800]. В этом романе
«о чудесных судьбах поэта, где поэзия
в ее многообразных соотношениях и
изображается и прославляется», дан в
достаточно развернутом виде весь
идеологический комплекс дворянского
романтизма. Ремесленно-цеховой мир
средневековья, превращенный в идиллический
мир расцвета наивного народного
творчества, — образ Офтердингена,
вырастающего как поэт в поисках «голубого
цветка», сделавшегося символом
романтического томления по невыразимому
идеалу, — нарочито архаичная, почти
детская речь, служащая той же цели
идеализации непритязательного,
непосредственного «народа», — все это
раскрывает тот идейный мир, в к-рый
уходит Н. от бренности в поисках абсолюта.
«Народ» ремесленно-цехового мира
средневековья, «обезвреженный» народ,
дается в плане «поэтических состязаний»
и идиллического существования, проходящего
между станком и сочинением сказок.
Утверждение феодально-монархических
идеалов Н. с достаточной четкостью
демонстрировано в статьях «Христианство
и Европа» и «Вера и любовь, или Король
и королева». В первой из них Н. скорбит
об утерянной власти католической церкви,
обуздывавшей вольнодумство, во второй
— называет монархию идеальной системой,
основанной «на добровольном признании
существования идеального человека
(короля), который не может и не должен
избираться, а должен быть им рожден».
Вся философия Н.,
его поиски абсолютного, т, е. вечного и
прочного, взамен потрясенных основ
социального бытия его класса, мистицизм
(«Духовные песни»), боязнь «искажающего
действительность разума» — это идейный
багаж деградирующего класса. Мир, который
противопоставляет Н. видимой жизни —
«бледному отблеску потустороннего», —
это мир положительных реакционно-дворянских
идей. Мистицизм оформляется как апология
средневековой церкви; монархия мыслится
как «большая семья», как прочная база
этого идиллического феодально-монархического
строя; розовая идиллия ремесленно-цехового
уклада феодального средневековья,
являвшегося для Н. эпохой высшего подъема
поэтического творчества, завершает его
систему.
Н., ставший для
немецких романтиков образцом
философа-поэта, отвергается, осуждается
радикальным бюргерством «Молодой
Германии» как реакционная сила. В конце
XIX в. его творчество вновь привлекает к
себе внимание символистов и неоромантиков
конца 90-х гг. — писателей эпохи буржуазного
загнивания.
Библиография:
I. На русск. яз. переведены: В грустный
час, Стих., перев. К. Случевского; Гимны
ночи, перев. А. Соколовского — см. в
хрестоматии Н. В. Гербеля «Немецкие
поэты», СПБ, 1877; Ученики в Саисе, перев.
Григория Петникова, «Пути творчества»
(Харьков), 1920, № 6—7 (и. отд отт.); Гейнрих
фон Офтердинген, перев. З. Венгеровой и
Вас. Гиппиуса, вступ. статья З. Венгеровой,
М., 1914; То же, изд. «Всемирная литература»,
П., 1922; Фрагменты, перев. Гр. Петникова,
М., 1914; Стихи, в перелож. Вяч. Иванова,
«Аполлон», 1910, VII; Kritische Ausgabe, hrsg. v. Jakob
Minor, 4 B-de, Jena, 1906 (переизд. в 1923); Schriften, hrsg.
v. P. Kluckhohn, 4 B-de, Lpz., 1929.
II. Гайм
Р., Романтическая школа, М., 1891; Карлейль
Т., Новалис, перев. В. Лазурского, М., 1901;
Деген
Евг., Новалис, поэт Голубого Цветка, «Мир
божий», 1901, IX; Коган
П. С., Письма о Западе (Гарденберг-Новалис.
К столетию со дня смерти поэта), «Русская
мысль», 1901, V; Жирмунский
В., Немецкий романтизм и современная
мистика, П., 1914; Его
же, Роман
о Голубом Цветке, «Русская мысль», 1915,
III; Коган
П. С., Новалис. «Г. фон Офтердинген»,
«Голос минувшего», 1915, V (отзыв о перев.
З. Венгеровой и В. Гиппиус); Браун
Ф., Немецкий романтизм. 4. Новалис, «История
западной литературы (1800—1910)», под ред.
проф. Ф. Д. Батюшкова, т. I, М., 1912; Л., «Книга
и революция», 1920, № 3—4 (отзыв об «Учениках
в Саисе», перев. Гр. Петникова); Белецкий
А. М., Новый перевод Новалиса («Ученики
в Саисе», перев. Гр. Петникова), «Мысль»,
1922, II; Коган
П. С., Очерки по истории западно-европейской
литературы, т. I, изд. 9-е, Гиз, М. — Л., 1929;
Cremers
P. J., Der magische Idealismus als dichterisches Formproblem in den
Werken Fr. v. Hardenbergs, 1921; Dilthey
W., Das Erlebnis und die Dichtung, 9 Aufl., Lpz., 1924; Schubart
A., Novalis Leben, Dichten und Denken, Gütersloh, 1887; Spenlé
E., Novalis. Essai sur l’idéalisme romantique en Allemagne, P.,
1904; Simon
H., Der magische Idealismus. Studien zur Philosophie des Novalis,
Hdlb., 1906; Busse
K., Novalis Lyrik, Oppeln, 1898; Maeterlinck
M., Le trésor des humbles, P., 1896; Herzog
W., Mystik und Lyrik bei Novalis, Stuttgart, 1928; Greiner
M., Die frühromantische Naturgefühl in der Lyrik von Tieck und
Novalis, Lpz., 1930; Ritter
H., Novalis Hymnen an d. Nacht, Hdlb., 1930.
Н.
Эйшискина
le8-1111