http://www.art-storona.ru
АЛПАТОВ.М.
Среди картин мастеров
итальянского Возрождения в Дрезденской
галерее «Портрет мальчика» Пинтуриккио
способен очаровать уже с первого взгляда.
В чем же источник неотразимой прелести
этой небольшой и скромной картины,
которая останавливает наше внимание
даже рядом с шедеврами Джорджоне, Тициана
и Рафаэля? Неужели только в том, что
художник просто и безыскусно писал то,
что видел, ни над чем не задумываясь,
ничего не присочиняя к тому, что было
перед его глазами?
Такое объяснение может
внушить уверенность, будто каждый
художник способен создать шедевр, если
не будет ничего «присочинять» к
замеченному. Но утверждать это—значит
поддаваться самообману. В действительности
перед нами тонкий поэтический образ.
Лицо мальчика выполнено
так старательно, словно художник опасался
упустить мельчайшую подробность его
внешнего облика. Между тем за каждым
штрихом и мазком стоит уверенность
мастера, прошедшего хорошую школу
рисунка. Уверенно поставлена голова и
построено лицо, тонко очерчены лоб, нос,
глаза, подбородок. Точность рисунка
позволила «донести» до зрителя такую
деталь, как чуть заметно выпяченные
губы. Поистине это единственный в мировом
искусстве портрет ребенка, в котором
характерные детские «губки домиком»
так хорошо показаны!
Для усиления
лирико-интимного впечатления мастер
дрезденского портрета тонко применил
один живописный прием. Обычно наш глаз
видит больше подробностей на первом
плане, далекие предметы кажутся более
обобщенными. Здесь сделано наоборот:
лицо и фигура, особенно розовая курточка,
даны обобщенным пятном, а пейзаж выписан
более отчетливо. Правда, этим несколько
ограничивается впечатление глубины,
деревья выпирают вперед, они как венком
окружают фигуру. Зато обобщенная форма
лица и тела « приобрела необыкновенную
выпуклость: она кажется более осязаемой,
чем обычно. Художник достигает этим
повышенное ощущение действительности.
Дрезденский портрет
написан, видимо, в 80-х годах XV века. Через
двадцать лет после этого Леонардо в
портрете Джоконды поразит весь мир
глубоким психологическим анализом и
передачей воздушной дымки. В отличие
от изысканной стилистики Леонардо в
дрезденском портрете мальчика мы находим
всего лишь простодушный, незамысловатый
рассказ. Но в этом простодушии есть
неотразимая привлекательность, совсем
как в народных песнях. Мастеру удается
нас убедить, что у его героя нет ничего
невысказанного, что в природе нет никаких
тайн и в картине ничего не скрыто от
нас. В этом маленьком шедевре мы видим
как бы самую суть вещей в неразрывном
единстве с их видимостью, и это доставляет
нам такую чистую отраду!
|