Современные дети,
отправляющие перед Новым годом свои
письма Деду Морозу в Великий Устюг, а
также их мамы и папы, и даже бабушки и
дедушки, как правило, думают, что и
новогодний елка, и Дед Мороз с подарками
были в России всегда.
Между тем этот
персонаж (точнее — почти этот) появился
всего 160 лет назад - впервые опубликованной
и слегка дидактической сказке Владимира
Одоевского «Мороз Иванович». Ее
главный герой эго литературный вариант
фольклорного Мороза или Морозко:
«седой-седой Старик», который живет в
ледяном доме, спит на снежной перине,
а если тряхнет головой, то «иней
сыплется». Мороз Иванович заботится о
природе (покрывает снегом озимые всходы)
и о людях (стучит им в окошки, чтобы «не
забывали печей топить да трубы вовремя
закрывать»).
Он явно добрее
описанного Некрасовым деревенского
Мороза, сурового, а случается, и
жестокого. Дед Мороз Одоевского к людям
хоть и строг, но справедлив, а детям
раздает подарки, правда, юлько за добрые
дела.
Возможно, Мороз
Иванович так и остался бы всего лишь
героем одной из сказок, но как раз в эти
же самые годы в русской столице появилась
мода на рождественские елки — мода,
пришедшая с Запада и существовавшая
прежде лишь у петербургских немцев.
Закрепившись в Петербурге, она
распространилась и в провинции, в
помещичьих усадьбах, и не только в
состоятельных, но и в небогатых семьях.
А с 1860-х годов в
обычай стали входить и общественные
«елочные мероприятия» — рождественские
балы с елкой, на которых потребовался
этакий их хозяин Дед Мороз объединивший
в себе русского Мороза Ивановича с
западноевропейским Санта-Клаусом.
Старик и елка стали непременным атрибутом
зимнего праздника.
Е. ДУШЕЧКИНА. Дед
Мороз: этапы большой) пути. «Новое
литературное обозрение в №47. 1/2001.